• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Сирийский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Христианский Восток)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8
Контактные часы: 170

Программа дисциплины

Аннотация

Классический сирийский язык — основной литературный язык ближневосточного христианства. Количество и общий объем созданных на нем памятников превосходит все иные известные восточнохристианские корпуса. Этот язык имеет надежную традицию передачи вокализма, достаточно высоко стандартизирован. Первые известные нам памятники сирийского языка появляются в III вв. н.э. В последующие века сирийский язык становится главным языком всего восточного христианства и распространяется далеко за пределы Сирии и Верхней Месопотамии. С арабским завоеванием Передней Азии VII в. и с развитием арабоязычной культуры престиж сирийского языка падает, а христианские авторы начинают писать также и на арабском. В ходе монгольских завоеваний XIII в. число сирийских христиан резко сокращается и письменная культура постепенно приходит в упадок, хотя незначительное количество сочинений продолжает появляться и после XIII в. В связи с тем, что литературная норма возникла довольно рано, а сирийский язык использовался в качестве lingua franca носителями различных языков, ранние памятники в языковом отношении практически не отличаются от поздних.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение грамматическими правилами классического сирийского языка.
  • Приобретение навыков самостоятельной работы с неадаптированными текстами на классическом сирийском языке.
  • Использование знаний о грамматике классического сирийского языка в смежных дисциплинах.
  • Знакомство с базовой научной литературой по классическому сирийскому языку и арамеистике.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание о генеалогической характеристике классического сирийского языка и его роли в восточнохристианских сообществах.
  • Знание парадигм слов ʔnāš, ʔnāšā, bar ʔnāšā, ʔaḇā, ʔaḥā, ḥāṯā (мн.ч. ʔaḥwāṯā), ʔemmā (мн.ч. ʔemhāṯā) и других, приведенных в §12 учебника Coakley–Robinson, умение образовать требуемую форму, построить предложение с одним из слов из списка и опознать соответствующие слова в тексте.
  • Знание парадигмы префиксального спряжения в классическом сирийском языке. Умение спрягать в префиксальном и суффиксальном спряжениях глаголы с разными типовыми гласными. Знание грамматических функций префиксального спряжения, умение охарактеризовать эти функции в учебных упражнениях и в оригинальных текстах на классическом сирийском языке.
  • Знание правил образования причастий и грамматических функций последних, умение образовывать глагольные формы настоящего времени.
  • Знание правил присоединения связанных местоимений к глагольным формам, умение образовать глагольные формы со связанными местоимениями и распознать их в тексте.
  • Знание правил присоединения связанных местоимений к формам глаголов III-y, умение употреблять эти формы со связанными местоимениями и распознавать соответствующие конструкции в тексте.
  • Знание правил употребления числительных в классическом сирийском языке, умение записывать даты в различных системах летоисчисления.
  • Умение образовывать императивы и инфинитивы глаголов и распознавать соответствующие формы в тексте.
  • Умение образовывать формы пород PAʕʕEL и ʔEṮPAʕʕAL и распознавать их в тексте.
  • Умение образовывать формы пород ʔAFʕEL и ʔETTAFʕAL и распознавать их в тексте.
  • Умение образовывать формы породы ʔEṯpʕel и распознавать их в тексте.
  • Умение образовывать формы предлогов и имен со связанными местоимениями.
  • Умение определять в тексте грамматическую функцию слов ʔīṯ и layt.
  • Умение склонять имена с чередованием гласных в основе.
  • Умение склонять имена существительные и прилагательные и распознавать в тексте соответствующие формы.
  • Умение составлять простые именные предложения на классическом сирийском языке.
  • Умение спрягать глаголы в претерите и распознавать в тексте соответствующие формы.
  • Умение спрягать глаголы типов I-n, I-ʔ, I-y, II-ʔ, II-w/y, II=III, III-y и распознавать их в тексте.
  • Умение читать словоформы, записанные сирийским письмом.
  • Умение читать тексты на классическом сирийском языке, переданные в разных системах письма; умения различать омографичные грамматические формы, отмеченные диакритическими точками.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Классический сирийский язык. Общие понятия
  • Письменность и фонология
  • Личные и указательные местоимения. Местоименные энклитики. Именные предложения
  • Существительные и прилагательные
  • Связанные местоимения
  • Экзистенциальные слова ʔīṯ и layt
  • Глагол. Суффиксальное спряжение qṭal
  • Чередование гласных у существительных и прилагательных
  • Причастия
  • Существительные и прилагательные с супплетивными формами
  • Префиксальное спряжение («имперфект»)
  • Императив и инфинитив
  • Порода ʔEṮPʕEL
  • Породы PAʕʕEL и ʔEṮPAʕʕAL
  • Породы ʔAFʕEL и ʔETTAFʕAL
  • Связанные местоимения при глаголах
  • Неправильные глаголы
  • Связанные местоимения при глаголах III-y
  • Числительные
  • Эстрангела. Восточносирийское письмо. Диакритические точки и восточносирийская огласовка.
  • Чтение смычных и щелевых вариантов BGDTPK
  • Восточносирийское письмо и фонетика
  • Даты на классическом сирийском языке
  • Согласование времен в главном предложении и относительном придаточном
  • Претерит с глаголом ʰwa
  • Форма имперфекта с глаголом ʰwa
  • ʰwa с приименным отрицанием
  • Регулярность употребления копулы в именных предложениях
  • Условные предложения, вводимые союзом en
  • Ирреальные условные придаточные, вводимые союзом ellū
  • Временные придаточные, вводимые союзом emmaṯ
  • Временные придаточные, вводимые союзом mā d
  • Временные придаточные, вводимые союзом kaḏ
  • Способы ввода прямой речи
  • Придаточные цели
  • Порядок слов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Чтение текста
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    по согласованию с преподавателем
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    по согласованию с преподавателем
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    по согласованию с преподавателем
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    по согласованию с преподавателем
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.5 * Чтение текста
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.5 * Чтение текста
  • 2024/2025 учебный год 1 модуль
    По согласованию с преподавателем
  • 2025/2026 учебный год 1 модуль
    По согласованию с преподавателем
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ближний Восток. Византия. Славяне, Пигулевская Н.В., 1976
  • Введение в грамматическую семантику: грамматические значения и грамматические системы языков мира : учеб. пособие, Плунгян, В. А., 2011
  • История письма : пер. с нем., Фридрих, И., 2001
  • Культура Сирии в Средние века, Пигулевская, Н. В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в языковедение : учебник для вузов, Реформатский, А. А., 2001