• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Поведенческая экономика

Направление: 27.04.05. Инноватика
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Поведенческая экономика изучает экономическое поведение людей, систематически отклоняющееся от рационального, его паттерны и причины – когнитивные, эмоциональные, социальные. В курсе рассматриваются основные результаты поведенческой экономики и их приложение к объяснению поведения людей в реальных ситуациях выбора. Поведенческий подход позволяет найти ответ на самые неожиданные вопросы. Почему материальные стимулы (субсидии и штрафы) не всегда работают так, как это задумывалось? Почему люди сегодня готовы рисковать, а завтра – нет? Почему минус 100 рублей не всегда потери, а плюс 100 рублей не всегда выигрыш? Почему люди тратят много денег на лечение болезни вместо дешевой профилактики? Почему люди покупают абонементы в спортзал, а потом в него не ходят? И, самое главное, как, зная ответы на эти и многие другие вопросы о причинах поведения людей, сделать жизнь лучше!
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные принципы и подходы поведенческой экономики к анализу человеческого поведения.
  • Применять подходы поведенческой экономики для объяснения явлений индивидуальных решений и общественной жизни.
  • Использовать полученные знания и навыки для дизайна механизмов социальных взаимодействий, способствующих повышению благосостояния человека и общества.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Освоение принципов поведенческого анализа рациональных решений
  • Понимание роли и места эксперимента в системе научного знания
  • Знать типичные эвристики и сдвиги в восприятии внешних стимулов
  • Различать решения принимаемые системами 1 и 2
  • Понимать пределы рациональности и факторы отклонения от нормативных решений
  • Иметь представление о различных нормативных и дескриптивных моделях выбора
  • Уметь интерпретировать и сравнивать поведение с точки зрения различных теорий ограниченной рациональности
  • Понимать возможности применения концепции эвристик и сдвигов для объяснения поведения
  • Использовать знание о поведенческих эвристиках для объяснения наблюдаемых отклонений от кажущихся рациональными решений.
  • Понимать ограниченность наших представлений о прогностических способностях - как собственных, так и других людей
  • Понимать ограниченность когнитивных и волевых ресурсов
  • Иметь представления о том, как можно преодолевать ограничения нетерпения
  • Понимать особенности поведенческого подталкивания как метода регулирования
  • Знать основные приемы поведенческого подталкивания и практику их применения.
  • Понимать особенности и ограничения поведенческого подталкивания с практической и этической точек зрения.
  • Знать основные примеры поведенческих игр
  • Интерпретировать исходы поведенческих игр в свете известных фактов об их результатах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Нормативная и позитивная теория принятия решений
  • Эвристики и сдвиги
  • Поведенческие модели выбора I
  • Поведенческие модели выбора II
  • Ожидания и убеждения
  • Нетерпение и соблазн
  • Поведенческое подталкивание
  • Поведенческие игры
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзаменационная работа
    Письменная экзаменационная работа, включающая предложение собственного кейса с применением знаний, полученных в ходе курса.
  • неблокирующий Домашние задания
    Практические задания на усвоение изучаемого материала и его применения на практике
  • неблокирующий Работа на занятиях
    Вопросы и обсуждение в ходе занятий, включая участие в экспериментах
  • неблокирующий Проект
    Прикладной или исследовательский проект в группе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.1 * Работа на занятиях + 0.4 * Экзаменационная работа + 0.3 * Проект + 0.2 * Домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Nudge : архитектура выбора: как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье, Талер, Р., 2018
  • Думай медленно... решай быстро, Канеман, Д., 2019
  • Как принять наилучшее решение? : теория принятия решений на практике, Гильбоа, И., 2017
  • Новая поведенческая экономика : почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать, Талер, Р., 2017
  • Теория игр. Очень краткое введение, Бинмор, К., 2017
  • Шум. Несовершенство человеческих суждений, Канеман, Д., 2021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Принятие решений в неопределенности. Правила и предубеждения : пер. с англ., Канеман Д., Словик П., 2005