• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Оценка эффективности государственных программ в социальной сфере

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Клячко Татьяна Львовна, Коссова Татьяна Владимировна, Хоркина Наталья Алексеевна
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Оценка эффективности программ социальной политики» носит междисциплинарный характер, изложенный в нем материал находится на стыке таких дисциплин, как «Инвестиционный анализ», «Анализ издержек и выгод», «Экономика общественного сектора», имеет как теоретическую, так и практическую направленность. В данном курсе рассматриваются особенности государственных инвестиций и методы их оценки, показывается общность и различие оценки коммерческой и общественной эффективности проектов, демонстрируются методы экономических оценок в общественном секторе, а также прикладные вопросы анализа «издержки-выгоды» на примере образования и здравоохранения. Рассматриваются методы отбора инвестиционных программ и проектов для финансирования с учетом соотношения издержек и выгод, в т.ч. в условиях жесткого бюджетного ограничения. Особое внимание уделяется вопросам идентификации и оценки рисков, связанных с реализацией инвестиционных проектов. Приобретенные навыки могут применяться не только в отраслях общественного сектора, но и в процессе оценки проектов частного сектора, реализация которых приводит к возникновению внешних эффектов, имеющих общественную значимость. Данный курс состоит из лекций и семинаров. В рамках лекционного курса существенное место отводится разбору практических задач, что позволяет дополнить знание общетеоретических вопросов навыками практической работы по количественному анализу альтернативных проектов. На семинарских занятиях студенты также работают в группах и готовят кейсы, которые затем описываются в эссе. В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала, написание контрольной работы и подготовка к итоговому экзамену, а также изучение публикаций по актуальным экономическим проблемам, связанным с экономической оценкой эффективности различных государственных и муниципальных программ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • получение систематизированного представления о современных научных подходах к оценке инвестиций в общественном секторе;;
  • овладение инструментами оценки эффективности государственных инвестиционных программ;
  • знание основных методов экономических оценок проектов в сферах образования и здравоохранения;
  • овладение инструментами анализа эффективности программ государственных расходов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует издержки и выгоды при выборе образовательной траектории Определяет факторы, влияющие на величину затрат и выгод на разных уровнях системы образования
  • Анализирует издержки и выгоды при выборе образовательной траектории;
  • владеет навыками экономической оценки программ общественных расходов в сфере здравоохранения
  • Выбирает адекватные показатели для количественной оценки нематериальных издержек и выгод
  • Выбирает наиболее эффективный вид оборудования в зависимости от постоянных и переменных затрат, связанных с его эксплуатацией, и ожидаемого коэффициента использования мощности
  • Выражает издержки и выгоды в денежной форме
  • Выражает издержки и выгоды в денежной форме
  • знает основные методы оценки эффективности программ в сфере здравоохранения;
  • Знает особенности оценки проектов и программ общественного сектора.
  • Знает особенности различных стадий проектного цикла и их важность для достижения целей проектов и программ.
  • Идентифицирует прямые и косвенные издержки и выгоды различных проектов и программ общественного сектора.
  • Идентифицирует прямые и косвенные издержки и выгоды различных проектов различных секторов общественного сектора.
  • Оценивает эффективность проекта общественного сектора в условиях неопределенности с выбором адекватного метода поправки на риск
  • Понимает ограничения методов оценки проектов частного сектора, приводящие к невозможности их использования для оценки проектов общественного сектора.
  • Понимает, к какому классу задач в рамках анализа «затраты -выгода» относится рассматриваемая проблема (анализ издержек, анализ издержек и эффективности, анализ издержек и выгод, анализ издержек и полезности
  • Рассчитывает наиболее вероятный результат реализации проекта на основе объединения первоначально имевшейся информации и вновь полученной в ходе реализации пилотного проекта.
  • Рассчитывает основные показатели эффективности инвестиционного проекта, в т. ч. чистую текущую стоимость, внутреннюю норму рентабельности, простой и дисконтированный период окупаемости.
  • Рассчитывает основные показатели эффективности инвестиционного проекта, в т.ч. чистую текущую стоимость, внутреннюю норму рентабельности с поправкой на риск
  • Рассчитывает текущую стоимость ожидаемых денежных потоков при различных заданных условиях
  • Составляет дерево возможных исходов реализации проекта
  • Умеет рассчитывать различные варианты в рамках проводимого анализа
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Специфика оценки программ в общественном секторе
  • Инвестиционные решения в условиях неопределенности.
  • Особенности оценки программ в различных секторах социальной сферы.
  • Инвестиционные решения в условиях определенности.
  • Теоретические аспекты анализа «издержки-выгоды»
  • Использование методов анализа «издержки-выгоды» в образовании.
  • Методы экономической оценки программ в сфере здравоохранения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен состоит из 2 частей; 1) письменная (с использованием как открытых, так и закрытых вопросов - 60 минут); 2) устная. Сдача письменной и устной частей экзамена является обязательной, независимо от накопленных в течение курса баллов.
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.25 * Проект + 0.5 * Экзамен + 0.15 * Контрольная работа + 0.1 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Basic Cost-Benefit Analysis for Assessing Local Public Projects, Second Edition, Business Expert Press, 2017
  • Лекции по экономике образования, Беляков, С. А., 2002
  • Экономика здравоохранения : учеб. пособие для вузов, Засимова, Л. С., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Инвестиционный анализ : подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учебник для бакалавров, Липсиц, И. В., 2012
  • Инвестиционный анализ : подготовка и оценка инвестиций в реальные активы: учебник, Липсиц, И. В., 2016
  • Экономика общественного сектора : учебник для вузов, Якобсон, Л. И., 2014

Авторы

  • Клячко Татьяна Львовна
  • Коссова Татьяна Владимировна
  • Хоркина Наталья Алексеевна