• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

История литературы Тибета

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Грунтов Илья Александрович, Цендина Анна Дамдиновна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История литературы Монголии» читается в течение года, на втором курсе. Курс закладывает основы знания о словесной культуре монголов и будет продолжен такими дисциплинами как «История литературы Тибета», «Тибетоязычная литература монголов». Курс сосредоточен на изучении основных этапов развития литературы Монголии с момента зарождения письменной традиции до настоящего времени. Основная задача курса − дать студентам целостное представление о ходе развития литературного процесса, об основных этапах возникновения, становления и утверждения фундаментальных категорий монгольского художественного мышления. Курс предполагает привлечение широкого культурно-исторического контекста и не ограничивается диахроническим аспектом. Отдельные явления – такие, как литературные жанры – будут рассмотрены в синхронии с другими традициями, с точки зрения их взаимосвязи и взаимовлияния. Помимо собственно истории литературы, курс включает основы теории литературы Монголии, охватывающие проблемы канона, авторства, соотношения функциональных и художественных жанров, роли перевода в становлении монгольской литературы. Основная цель курса — научить студентов ориентироваться в корпусе литературных текстов, самостоятельно анализировать литературные тексты с точки зрения их философского наполнения и художественного своеобразия, определять их культурную роль в монгольской традиции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель курса — научить студентов ориентироваться в корпусе литературных текстов, самостоятельно анализировать литературные тексты с точки зрения их философского наполнения и художественного своеобразия, определять их культурную роль в тибетской традиции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знаком с наиболее значительными художественными памятниками и творчеством крупнейших писателей средневековья и современности
  • - имеет представление о становлении и эволюции основных составляющих средневековой и современной литературы Тибета: сюжетов, жанров, поэтологических концепций и терминов
  • - изучил принципы функционирования литературы в культурной и политической жизни Тибета
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Фольклор. Жанры фольклора. Ранние мифы. Первые письменные памятники.
  • Тема 2. Апокрифы: «книги из кладов».
  • Тема 3. Переводы буддийского канона и становление тибетской литературы. Типологическая и тематическая общность тибетской литературы XIII–XIX вв.
  • Тема 4. Дидактическая литература: Сакья-пандита (XIII в.).
  • Тема 5. Книжный эпос: Гэсэриада.
  • Тема 6. Историческая литература: Будон, Таранатха.
  • Тема 7. Житийная литература: Миларэпа, биографии Атиши, Цзонхавы.
  • Тема 8. Средневековая повесть: «Сказание о Норсане».
  • Тема 9. Поэзия: шестой далай-лама Цанъянчжамцо (XVII в.).
  • Тема 10. Литература второй половины ХХ в.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.7 * Экзамен + 0.3 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в источниковедение буддизма : Индия, Тибет, Монголия, Харькова, Е. Ю., 2019
  • Синяя летопись : история буддизма в Тибете, VI-XV вв., Гой-лоцава Шоннупэл, 2001
  • Цыбиков, Г. Ц.  Буддист-паломник у святынь Тибета / Г. Ц. Цыбиков. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 263 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09771-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456309 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 22159 - Т.Шор - В шаге от рая: Правдивая история путешествия тибетского ламы в Страну Бессмертия - 9785961452938 - Alpina - Альпина Паблишер - 2021 - https://hse.alpinadigital.ru/book/22159
  • Kapstein, M. (2000). The Tibetan Assimilation of Buddhism : Conversion, Contestation, and Memory. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=150126
  • Козлов, П. К. Дневники Монголо-Тибетской экспедиции П. К. Козлова, 1923–1926 гг / П. К. Козлов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 189 с. — ISBN 978-5-507-29629-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30638 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Проблемы жизни и смерти в Тибетской книге мертвых, Волынская, Л. Б., 2014
  • Учение Нагарджуны о Срединности : исслед. и пер. с санскрита "Коренных строф о Срединности" ("Мула-мадхьямака-карика"); пер. с тибетского "Толкования Коренных строф о Срединности, [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]" ("Мула-мадхьямака-вритти Акутобхайя"), Андросов, В. П., 2006