• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Методы городских исследований"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс направлен на формирование и развитие знаний, навыков и умений, необходимых для проведения и организации собственных теоретических и эмпирических научных и аналитических исследований по городской тематике и презентации их результатов. Целью научно-исследовательского семинара "Методы городских исследований" являются следующие: во-первых, создание возможностей для применения в научно-исследовательской деятельности знаний, получаемых в процессе освоения дисциплин основной образовательной программы. Во-вторых, содействие слушателям в выборе тем курсовых работ и руководителей; сформировать у слушателей представление о методологии и методах городских исследований. Наконец, в-третьих, формирование практических навыков научно-исследовательской работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать и развить навыки и умения, необходимые для проведения и организации научных и аналитических исследований по городской тематике.
  • Создать возможности для применения в научно-исследовательской деятельности знаний, получаемых в процессе освоения дисциплин основной образовательной программы.
  • Содействовать студентам в выборе тем курсовых работ и руководителей курсовых работ.
  • Сформировать у студентов представление о методологии и методах городских исследований.
  • Сформировать практические навыки научно-исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует необходимые для оптимального выполнения исследовательской задачи методы и инструменты.
  • Анализирует специфику структуры формирования внутригородской идентичности
  • Воспроизводит дизайн качественного и количественного социологического исследования
  • Оперирует программным обеспечением SPSS
  • Оперирует терминологией исследовательской деятельности.
  • Оперирует терминологией микрогеографических исследований
  • Оперирует терминологией социо-психологических и географических исследований.
  • Описывает отличия качественного и количественного социологического инструментария.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концептуализация и операционализация.
  • Выбор метода: различия количественных и качественных методов.
  • Количественные методы социологического исследования: создание анкеты.
  • Количественные методы социологического исследования: пилотирование инструментария.
  • Знакомство с SPSS.
  • Факторный и кластерный анализы в SPSS.
  • Разработка гайда глубинного интервью или фокус-группы.
  • Метод ментальной картографии.
  • Внутригородские вернакулярные районы.
  • Метод «Фото-GPS».
  • Метод «Дифференциации городского пространства».
  • Подготовка исследовательского проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Ментальные карты
    Коллективный проект по сбору и анализу ментальных карт выбранной территории
  • неблокирующий Концептуализация
    Формулировка темы, актуальность, цели и планируемые задачи. Текст объемом от двух страниц с литературным обзором того, кто и что писал на заданную вами тему. По итогу литературного обзора должна быть сформулирована ваша концептуализация, не обязательно авторская, но аргументированная, почему в данном исследовании вы придерживаетесь выбранных позиций. В конце — список использованной литературы.
  • неблокирующий Операционализация
    Таблица плюс текст в одном файле. В таблице описаны в одном столбце гипотезы, а во втором те операнты, то есть вопросы в глубинном или экспертном интервью, которые должны эту гипотезу проверить. После таблицы текстом идет описание того, как, где, почему и кого вы планируете интервьюировать, то есть описание метода и выборки.
  • неблокирующий Эссе
    Текст, включающие в себя все элементы предыдущих заданий: концептуальную рамку, описание метода и гипотез. К ним прибавляется третья часть: описание результатов. Что получилось найти? Какие гипотезы и почему подтвердились или нет. К тексту прилагается список литературы и транскрипты интервью.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    1 * Ментальные карты
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.5 * Эссе + 0.3 * Операционализация + 0.2 * Концептуализация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • SPSS: искусство обработки информации : анализ стат. данных и восстановление скрытых закономерностей: пер. с нем., Бююль, А., 2002
  • Urban Mental Maps ; Ментальные карты города. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17351E77
  • ГОНЧАРОВ РУСЛАН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, САПАНОВ ПАВЕЛ МАМАЕВИЧ, & ЯШУНСКИЙ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ. (2013). Технология сбора пространственных данных в полевых городских исследованиях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C2A60930
  • Павлюк, С. Г., & Никогосян, К. С. (2018). Broadway in Details ; Бродвей в разрезе. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.89518BD4
  • ПУЗАНОВ КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2013). Территориальные границы городских сообществ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.251E2437
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998