• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Инклюзия в медиа: соучастное проектирование сообществ

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Тренд на инклюзию, заметный в социокультурном проектировании вообще и в медиасфере в частности, оценивается по-разному. Кто-то полагает, что инклюзия порождает определенные формы угнетения — т.н. «обратную дискриминацию». Противники этого подхода в духе «игры в нулевую сумму» настаивают: инклюзия обеспечивает более множественную представленность социальных групп в культурном и медийном пространстве, новые пространства для диалога носителей разных убеждений и ценностей, а также делает видимыми те проблемы, что традиционно замалчиваются. В этом курсе мы разберемся, на каких основаниях стоят принципы инклюзии, почему инклюзия не имеет ничего общего с ассимиляцией/интеграцией, какие формы принимают инклюзивные решения, на кого они могут быть направлены и как медиа (успешно и не очень) участвуют в строительстве таких пространств (путем выбора редакционных основ функционирования проектов, повестки и языка ее обсуждения, конкретных мейкерских инструментов), которые гарантируют бережную коммуникацию, представление интересов разных сообществ. Отдельными темами курса станут обсуждение принципов DE&I (разнообразие, равенство и инклюзия), часто реализуемых в бизнесе, а также пользовательского опыта по созданию принимающих комьюнити, комфортных для людей с разными опытами и идентичностями (реализация принципа «ничего для нас без нас»). Эта дисциплина будет полезна как тем, кто планирует заниматься нарративным дизайном социальных проектов или социальной журналистикой, практиками бережного медиаменеджмента, а также планирует обращаться к нормам community-building.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с понятием «инклюзия» и его использованием в культурной и медиа сферах.
  • 2. Понимание ключевых оснований принципов DEIB (разнообразие, равенство возможностей, инклюзия, принадлежность), их возможностей и ограничений в контексте социокультурного и медийного проектирования.
  • Изучение специфики инклюзивной репрезентации «других», а также регуляции исключения «других» из режимов репрезентации (кейсы hate speech, квирбейтинга и т.д.).
  • Анализ практик соучастного проектирования инклюзивных сообществ в поле медиа и/или с привлечением цифровых технологий и сервисов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует индивидуальные и коллективные практики, технологии использования медиа (в т.ч. СМИ) для конструирования поддержки разнообразия и инклюзии в социокультурных и медийных продуктах.
  • Знакомится с ключевыми исследованиями из предметных областей (социальной психологии, политической философии, медиа исследований) и определяет связь между субдисциплинарными полями, а также сочетанные смыслы ключевого понятия «инклюзия».
  • Изучает ключевые практики соучастного проектирования инклюзивных медийных проектов/продуктов.
  • Изучает основные кейсы работы с недостаточной представленностью других, стигматизацией соответствующих сообществ и практиками изменения ситуации в контексте DE&I принципов.
  • Работает с платформами, сервисами, форматами конструирования инклюзивного коллективного опыта сообществ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое инклюзия?
  • Другие» как недопредставленные группы (underrepresented grours)
  • Инклюзивные решения в культуре и медиа: кейсы
  • Работа принципов DE&I в медиа
  • Соучастное инклюзивное проектирование в медиа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат (process journal)
  • неблокирующий Презентация (результатов антропологического интервью)
  • неблокирующий Аудио-эссе (подкаст)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0.3 * Аудио-эссе (подкаст) + 0.3 * Презентация (результатов антропологического интервью) + 0.4 * Реферат (process journal)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ann Taket, Beth R. Crisp, Melissa Graham, Lisa Hanna, Sophie Goldingay, & Linda Wilson. (2013). Practising Social Inclusion. Routledge.
  • Elsayed Elshabrawy Ahmad Hassanein. (2015). Inclusion, Disability and Culture. Brill.
  • Mark Warschauer. (2003). Technology and Social Inclusion : Rethinking the Digital Divide. The MIT Press.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gil Richard Musolf. (2017). Oppression and Resistance : Structure, Agency, Transformation. Emerald Publishing Limited.
  • Marcel Bolle De Bal. (2017). The Double Games of Participation : Pay, Performance and Culture. De Gruyter.
  • Michaela Ott. (2018). Dividuations : Theories of Participation. Palgrave Macmillan.
  • Safiya Umoja Noble. (2018). Algorithms of Oppression : How Search Engines Reinforce Racism. NYU Press.