Магистратура
2022/2023
Русская литература в кросс-культурной перспективе
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Димитриев Виктор Михайлович
Прогр. обучения:
Русская литература в кросс-культурной и интермедиальной перспективах
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
36
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках этого курса предлагается проанализировать ряд текстов русской литературы XVII — XX веков в контексте современных им русских и зарубежных историко-культурных явлений. Отбор текстов обусловлен следующими темами и проблемами, задающими рамку для кросс-культурных исследований: рождение и кризис субъективности; изобретение поэтического языка и разрушение речи; литература и безумие; переживание времени в литературе; литература как часть интеллектуальной истории.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является осмысление литературы как глобального процесса, а также понимание русской литературы как органической части мирового историко-литературного и историко-культурного процесса.
Планируемые результаты обучения
- различает основные теоретические проблемы, связанные с автобиографическими жанрами в литературе XVII века
- анализирует мемуарно-автобиографические тексты XVIII века в контексте истории эмоций
- владеет подходами к исследованию писем, одновременно как факта литературного быта, и как литературного приема
- анализирует роль городского пространства в литературе второй половины XIX века
- исследует место экспериментов с языком в дискурсе безумия в литературе XIX-XX веков
- анализирует категорию времени в модернисткой прозе XX века
- владеет подходами к исследованию посттравматического письма
Содержание учебной дисциплины
- Открытие» новоевропейской субъективности
- Язык эмоций как чужеземное наречие, или Можно ли говорить о себе напрямую?
- Литература. Игра. Быт
- Фланер как децентрированный субъект
- По ту сторону речи: безъязычие, помешательство
- Как обживают время в XX веке
- Сообщество, которого нет
- Что остается после свидетеля?
- Кино. Время (разорванное / удлиненное)
Элементы контроля
- ПрезентацияЭто подготовленная заранее короткая реплика, по длительности не более пяти минут, с которой студент.ка выступает в начале пары. Эта реплика должна быть связана с обсуждаемой темой и инициировать дальнейшую дискуссию. К выступлению предъявляются требования, аналогичные требованиям к презентациям.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий.
- ЭссеЭто должно быть развитие тем лекционной или семинарской части с использованием либо тех текстов, которые мы обсуждали на занятиях, либо выбранных вами самостоятельно. Главное, чтобы в эссе вы рассматривали какой-либо текст из истории русской литературы с точки зрения его историко-культурных связей с другими литературными, социальными, философскими текстами, событиями или фактами в русской и обязательно зарубежных культурах. Объем 1500 слов. Это задание состоит из двух пунктов. Во-первых, это должно быть эссе. Во вторых, силлабус, придуманный самостоятельно студент.кой. Общее задание такое: Придумайте лекционный курс, состоящий из 10 лекций, или семинарский курс, состоящий из 18 семинаров, в котором бы вы предложили какой-то авторский взгляд на историю русской литературы в одновременном срезе с историко-культурными явлениями иноязычных литератур. Вы можете придерживаться логики лекций или семинаров, а можете — предложить какую-то свою. Что должно быть в вашей программе. 1. Общая характеристика курса (один-два небольших абзаца: аннотация). 2. Общие темы и проблемы, в соответствии с которыми был отобран материал.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.3 * Аудиторная работа + 0.5 * Эссе + 0.2 * Презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Голубков, М. М. История русской литературной критики ХХ века : учебник для вузов / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 357 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06343-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512594 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Ginzburg, L., & Rosengrant, J. (1991). On Psychological Prose. Princeton University Press.