• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Психометрика в когнитивной психологии

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Кузьмина Юлия Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Психометрика в когнитивной психологии» рассчитан на студентов, которые интересуются когнитивной психологией и психометрикой, и хотят расширить свои знания в области методов измерений различных когнитивных функций. Измерение таких функций, как память, внимание, когнитивный контроль, интеллект имеет долгую историю. В настоящее время существует большое количество разнообразных методик и подходов для измерения когнитивных функций, как в научно-исследовательских целях, так и в образовании. При этом использование различных тестов для измерения одного и того же когнитивного конструкта может приводить к расхождениям в результатах получаемых исследований. Хотя некоторые исследователи уже давно говорят о необходимости более тесного сотрудничества психометриков (как специалистов в создании тестов) и когнитивных психологов, на практике существует дефицит исследований для оценки психометрических свойств различных методик для измерения когнитивных функций (пожалуй, только тесты по оценке интеллекта могут быть исключением). В ходе курса будут обсуждаться основные подходы и принципы к измерению когнитивных процессов, различия в измерении когнитивных функций в рамках образовательного и когнитивного тестирования, рассмотрены основные показатели, используемые в когнитивных исследованиях, такие как точность и время реакции. Слушатели курса получат представление об особенностях организации измерений когнитивных процессов в зависимости от целей проведения тестирования и специфики различных когнитивных процессов, а также смогут обсудить существующие барьеры для более тесного сотрудничества когнитивных психологов и психометриков. На курсе будут рассматриваться различные когнитивные процессы, теоретические модели их организации и способы измерения (восприятие, внимание и когнитивный контроль, память, интеллект). Для каждого рассматриваемого процесса будут обсуждаться примеры методик и тестов, используемых для измерения и основные индикаторы для оценки уровня развития того или иного когнитивного конструкта. Также будут обсуждены вопросы измерения когнитивных процессов с точки зрения оценки предикторов образовательных достижений, как общих, так и специфичных для достижений в математике и чтении. На конкретных примерах исследований мы обсудим возможности и ограничения использования различны индикаторов выполнения заданий (например, точность, время реакции, скорость правильных ответов) и рассмотрим различные подходы к оценке времени реакции (например, способы преобразования времени реакции и диффузионную модель принятия решений). Будут обсуждаться вопросы взаимосвязи точности и времени реакции в зависимости от трудности заданий и характеристик участников. Курс может быть особенно полезен и интересен тем, кто в будущем хотел бы начать или продолжить научную карьеру в области когнитивной психологии или психометрики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными подходами к измерению когнитивных процессов и функций в экспериментальных и корреляционных исследованиях, используемыми методиками, особенностями анализа данных когнитивного тестирования, а также с возможностью взаимодействия когнитивной психологии и психометрики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выделяет основные принципы организации исследований и поведенческих измерений в когнитивной психологии
  • Определяет основные подходы к измерению когнитивных конструктов. Предлагает исследовательские дизайны и измеряемые индикаторы при измерении когнитивных процессов. Выделяет отличия в измерениях когнитивных конструктов и образовательных достижений
  • Описывает основные особенности организации визуального восприятия
  • Различает методы исследования визуального восприятия
  • Интерпретирует данные исследований визуального восприятия
  • Описывает основные подходы к исследованию внимания
  • Интерпретирует результаты исследований внимания
  • Определяет основные подходы к измерению индивидуальных различий во внимании и когнитивном контроле
  • Описывает основные свойства и типы памяти
  • Различает особенности исследований памяти и ограничения используемых инструментов
  • Выделяет основные модели интеллекта
  • Называет методы и инструменты для измерения интеллекта, различает их ограничения и преимущества
  • Описывать подходы к определению и измерению специфичных предикторов образовательных достижений
  • Формулировать гипотезы и планировать дизайн исследований о когнитивных предикторах образовательных достижений
  • Интерпретировать результаты исследований когнитивных предикторов образовательных достижений
  • Выбирать методы измерения когнитивных конструктов в зависимости от ис-следовательских вопросов и задач
  • Планировать и описывать дизайн исследования с применением методик для измерения когнитивных конструктов
  • Описывать основные подходы к анализу данных в когнитивных исследованиях с учетом психометрических и статистических моделей
  • Предлагать способы улучшения существующих тестовых процедур по измерению когнитивных конструктов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Принципы измерения и подходы к организации исследований в когнитивной психологии
  • Основные особенности и стратегии исследования визуального восприятия
  • Внимание и когнитивный контроль
  • Память
  • Интеллект и его измерение
  • Специфичные когнитивные предикторы достижений в чтении и математике
  • Некоторые подходы к анализу данных измерений в когнитивных исследованиях
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре
  • блокирует часть оценки/расчета Эссе, письменная домашняя работа
  • блокирует часть оценки/расчета Финальное эссе
    Финальное эссе, реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Финальное эссе + 0.35 * Эссе, письменная домашняя работа + 0.35 * Работа на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baddeley, A. (2003). Working memory: looking back and looking forward. Nature Reviews Neuroscience, 4(10), 829–839. https://doi.org/10.1038/nrn1201
  • Daniel J Simons, & Christopher F Chabris. (1999). Gorillas in our midst: sustained inattentional blindness for dynamic events. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8DCD4595
  • Frischkorn, G. T., & Schubert, A.-L. (2018). Cognitive Models in Intelligence Research: Advantages and Recommendations for Their Application. https://doi.org/10.3390/jintelligence6030034
  • G. Dehaene-lambertz, T. Gliga, Centre Hospitalier, & Universitaire Bicêtre. (2004). Common neural basis for phoneme processing in infants and adults. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.924ADED1
  • Gary L. Canivez, Timothy R. Konold, Jason M. Collins, & Greg Wilson. (n.d.). Construct Validity of the Wechsler Abbreviated Scale of Intelligence and Wide Range Intelligence Test: Convergent and Structural Validity.
  • Goldstein, E. B., & Hooff, J. van. (2018). Cognitive Psychology: Vol. 1st EMEA edition. Cengage Learning.
  • Luck, S. J., & Vogel, E. K. (2013). Visual Working Memory Capacity: From Psychophysics and Neurobiology to Individual Differences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6C9315C9
  • Luis Morís Fernández, & Miguel A. Vadillo. (2020). Flexibility in reaction time analysis: many roads to a false positive? Royal Society Open Science, 7(2). https://doi.org/10.1098/rsos.190831
  • Patrick C. Kyllonen, & Jiyun Zu. (2016). Use of Response Time for Measuring Cognitive Ability. https://doi.org/10.3390/jintelligence4040014
  • Petersen, S. E., & Posner, M. I. (2012). The Attention System of the Human Brain: 20 Years After. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2E7412F5
  • Raymond Bruyer, & Marc Brysbaert. (2011). Combining Speed and Accuracy in Cognitive Psychology: Is the Inverse Efficiency Score (IES) a Better Dependent Variable than the Mean Reaction Time (RT) and the Percentage Of Errors (PE)? https://doi.org/10.5334/pb-51-1-5
  • Vicki Bruce, Mark A. Georgeson, & Patrick R. Green. (2003). Visual Perception : Physiology, Psychology and Ecology: Vol. Fourth edition. Psychology Press.
  • Weisberg, R. W., & Reeves, L. (2013). Cognition : From Memory to Creativity. Hoboken, N.J.: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=531239
  • พิทักษ์วัฒนานนท์กาญจนา. (2016). Review of E.Bruce Goldstein’s (2008) Cognitive Psychology: Connecting Mind, Research, and Everyday Experience, Second Edition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38FC7F4B

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Engle, R. W. (2002). Working Memory Capacity as Executive Attention. Current Directions in Psychological Science, 11(1), 19. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00160
  • In 1974, Baddeley and Hitch proposed a three-component model of working memory. Over the years, this has been successful in giving an integrated account not only of data from normal adults, but also neuropsychological, developmental and neuroimaging data. There are, however, a number of phenomena that are not readily captured by the original model. These are outlined here and a fourth component to the model, the episodic buffer, is proposed. It comprises a limited capacity system that provides temporary storage of information held in a multimodal code, which is capable of binding information from the subsidiary systems, and from long-term memory, into a unitary episodic representation. Conscious awareness is assumed to be the principal mode of retrieval from the buffer. The revised model differs from the old principally in focussing attention on the processes of integrating information, rather than on the isolation of the subsystems. In doing so, it provides a better basis for tackling the more complex aspects of executive control in working memory.
  • Powell, T. L., Arsalidou, M., Vogan, V. M., & Taylor, M. J. (2014). Letter and Colour Matching Tasks: Parametric Measures of Developmental Working Memory Capacity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CDC86421
  • Wiese, E., Wykowska, A., Zwickel, J., & Müller, H. J. (2012). I See What You Mean: How Attentional Selection Is Shaped by Ascribing Intentions to Others. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E271D704
  • Yaple, Z., & Arsalidou, M. (2018). N-back Working Memory Task: Meta-analysis of Normative fMRI Studies With Children. Child Development, 89(6), 2010–2022. https://doi.org/10.1111/cdev.13080