• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Сетевой анализ

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Пронин Александр Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – познакомить магистрантов с основами методов анализа социальных сетей (social network analysis, SNA) в контексте образовательных прикладных и фундаментальных исследований. SNA – актуальное и активно развивающееся направление методов, которые используются для сбора и анализа данных в различных областях науки – социологии, криминологии, менеджменте, психологии, медицине. Исследования социальных сетей в образовании получили внимание среди российских исследователей в последние 10 лет, отдельная заметная группа исследователей (в форме различных лабораторий и научных групп) локализуется в Московском и Санкт-Петербургском кампусах НИУ ВШЭ. Достоинство методов сетевого анализа, прежде всего, заключается в том, что они служат как отличное дополнение для большинства управленческих исследований/консалтинговых проектов: получая возможность раскрыть реальную структуру взаимоотношений в организации, исследователь/менеджер получает в распоряжение ценную информацию о причинах тех или иных проблем взаимодействия, коммуникации, информационных заторов, и т.д. В рамках курса предусмотрен вводный блок, который познакомит слушателей с основными положениями и историей развития анализа социальных сетей. Будут представлены ключевые компоненты, из которых состоят любые сети, а также их основные свойства и метрики. Магистранты познакомятся с примерами использования SNA в контексте образовательных исследований в детских садах, колледжах, школах и университетах. В рамках практических занятий будут представлены инструменты для визуализации сетей и расчета метрик центральности агентов сети (вершин). Отдельное внимание планируется уделить алгоритмам кластеризации сетей и поиску скрытых сообществ. Также, будут рассмотрены основные подходы к анализу результатов кроссекционных и лонгитьюдных сетевые исследований в образовании, особенности операционализации ключевых сетевых концептов, правила подготовки инструментария для сбора первичных сетевых данных.