• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Сельское развитие, ГМУ и аграрная социология

Статус: Курс по выбору (Аграрная экономика)
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Аграрная экономика
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 84

Программа дисциплины

Аннотация

Раздела курса «Сельское развитие» направлен на ознакомление с концепцией сельского развития в России и мире, изучение теории и эволюции государственной поддержки сельского развития с учётом мировой практики (ЕС, США, Бразилия, Южная Корея) и возможности применения её основных элементов на сельских территориях Российской Федерации. Это особенно актуально в настоящий момент, когда закладываются основы реализации мероприятий новой государственной программы комплексного развития сельских территорий. Анализ подходов к оценке влияния политики на развитие сельских территорий позволит магистру в будущем формулировать рекомендации правительству, бизнесу, академическому сообществу и гражданскому обществу по наиболее рациональному использованию бюджетных средств для улучшения качества жизни сельского населения и экологической обстановки в сельских территориях. Раздел курса "ГМУ" знакомит студентов с современной российской структурой государственного и муниципального управления сельским хозяйством и сельским развитием, основными принципами их взаимодействия, финансирования. Раздел курса "Аграрная социология" предусмотрен для знакомства с неэкономическим контекстом экономических отношений и процессов на селе. Социологический взгляд на хозяйство предполагает, что сельскохозяйственное производство является неотъемлемой частью социальной жизни на селе. Поэтому семейные, классовые, миграционные, соседские, политические и прочие формы социальных отношений и процессов неразрывно связаны с изменениями в организации сельскохозяйственного производства. Раздел посвящен не только современному российскому селу и его историческим корням, но и общемировым аграрным процессам, что позволяет в сравнении показать особенности сельского развития в современной России. Курс выстроен вокруг таких понятий как крестьянство, сельское сообщество, аграрный капитализм, аграрный вопрос, глобализация, сельские движения и протесты и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса – ознакомление студентов с концепцией сельского развития в России и мире, а также знакомство с неэкономическим контекстом экономических отношений и процессов на селе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с доступными базами данных показателей сельского развития Росстата, Всемирного банка, ОЭСР, Минсельхоза России, Минэкономразвития России
  • Знакомство с современной российской структурой государственного и муниципального управления сельским хозяйством и сельским развитием, основными принципами их взаимодействия, финансирования
  • Знакомство с теорией и эволюцией государственной поддержки сельского развития с учётом мировой практики (ЕС, США, Бразилия, Южная Корея) и возможностями применения её основных элементов на сельских территориях Российской Федерации
  • Знакомство с теорией сельского развития, его целями, задачами и механизмами.
  • Изучение взаимосвязей семейных, классовых, миграционных, соседских, политических и прочих форм социальных отношений и процессов неразрывно с изменениями в организации сельскохозяйственного производства
  • Изучение критериев для определения видов типологии сельских территорий (сельских агломераций) с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта
  • Изучение основных инструментов и механизмов политики сельского развития в Российской Федерации, классификации мер в соответствии с существующей классификацией ВТО и ОЭСР
  • Изучение ретроспективного и текущего состояния развития сельских территорий по ключевым социально-экономическим показателям
  • Изучение теоретических основ и практических примеров использования коэффициентов оценки уровня государственной поддержки сельского хозяйства и сельского развития; анализ подходов к оценке влияния политики на развитие сельских территорий
  • Систематизация и анализ действующих инструментов и механизмов политики сельского развития, направленных на развитие сельской занятости, в т.ч. альтернативной, и привлечение специалистов на село: - прямые – направленные непосредственно на развитие сельской занятости и привлечение специалистов в сельскую местность, - косвенные – побочным эффектом, которых является какое-либо влияние на сельскую занятость.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ГМУ
  • Теория развития сельских территорий и эволюция государственной поддержки, понятие устойчивого развития. Отраслевая, территориальная и перераспределительная модели сельского развития
  • Определение сельских территорий: критерии отнесения к сельской местности, типология по основным природно-климатическим, пространственно-географическим и социально-экономическим характеристикам
  • Сельские территории Российской Федерации: текущее состояние и основные вызовы развития
  • Крестьянство и сельские сообщества в истории России
  • Альтернативы сельского развития
  • Голод, сельские движения и протесты
  • Аграрная макросоциология: колониализм, глобализация
  • Аграрный вопрос
  • Аграрный капитализм и крестьянство
  • Аграрные идеологии: либерализм, марксизм, народничество
  • Сельское сообщество
  • Социология хозяйства и аграрная социология
  • Международный опыт развития сельских территорий, включающий институциональные инновации, социальное выравнивание, вопросы участия сельского населения в реализации программ
  • Оценка влияния государственной политики на развитие сельских территорий: методы и результаты
  • Занятость и доходы сельского населения
  • Основные показатели сельского развития в современной России
  • Меры общей поддержки сельского развития
  • Крестьянство. Город и деревня
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.3 * Реферат + 0.7 * Активность на семинаре
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.21 * Активность на семинаре + 0.49 * Устный экзамен + 0.3 * 2021/2022 учебный год 1 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социальная динамика аграрных изменений, Бернстайн, Г., 2016

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Голоса крестьян : сельская Россия ХХ века в крестьянских мемуарах, , 1996
  • Сельская Россия на перепутье : геогр. очерки, Нефедова, Т. Г., 2003