• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Психология аутентичности

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Уколова Елена Михайловна, Шумский Владимир Борисович
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Психология аутентичности» магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» входит в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплинах: «Основы экзистенциального анализа и логотерапии», «Онтология личности», «Аксиология личности». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:1) знать теоретические и практические основы психологического консультирования; 2) знать категориальную систему экзистенциальной психологии и психотерапии; 3) уметь применять феноменологический метод для распознавания экзистенциальных содержаний в переживаниях личности; 4) иметь навыки применения методов самонаблюдения и самопознания Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Психология поиска смысла»; «Методы и техники экзистенциально-аналитической психотерапии»; НИС «Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о проблеме аутентичности в контексте экзистенциально-аналитической теории личности, в освоении центральных понятий третьей фундаментальной экзистенциальной мотивации, связанной с вопросами автономности, аутентичности, самоценности личности, в изучении и самопознании основных экзистенциальных реальностей, относящихся к третьей фундаментальной экзистенциальной мотивации – сожаления, раскаяния, эстетических чувств, уважения, справедливости, достоинства личности, априорного признания ценности личности.
  • Теоретическое и практическое освоение метода персонального экзистенциального анализа, - его понятийного аппарата и процессуальной диалогической модели актуализации личности, в формировании представлений об области применения этого метода и навыков его использования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет представлениями и может описать модель Личности с точки зрения экзистенциально-аналитической теории.
  • Знает варианты психопатологии, формирующейся при отчуждении от собственного тела.
  • Знает и понимает основные психологические содержания 3-ей фундаментальной экзистенциальной мотивации.
  • Знает и различает философский, биологический и духовно-ориентированный подходы к пониманию совести в психологии.
  • Знает и формулирует внешние и внутренние предпосылки для формирования самоценности и укрепления собственного «Я».
  • Знает показания для применения и этапы процесса Персонального экзистенциального анализа (ПЭА) как модели построения внутреннего диалога личности и как психотерапевтического метода.
  • Знает показания и имеет навыки применения метода «Биографический экзистенциальный анализ» («БЭА»).
  • Знает производные, конститутивные составляющие и формы проявления Личности.
  • Знает проявления и умеет распознавать спонтанные защитные реакции при переживании человеком потери самого себя.
  • Знает психологические проявления утраты возможности быть собой: реакции, чувства, характерологические особенности.
  • Знает различные взгляды на понятие «Самость» в представлении В. Джеймса, К.-Г. Юнга, Г.-С. Салливана, К. Роджерса, Х. Кохут, В. Франкла.
  • Имеет навык использования техники персонального сообщения критических замечаний.
  • Имеет навык применения метода персональной обработки чувства вины.
  • Имеет представление о генезе, значении и обхождении с проблемой самоценности в психологическом консультировании и психотерапии.
  • Определяет различия между консультативной и психотерапевтической обработкой чувства вины.
  • Понимает значение и содержание самодистанцирования, самопринятия и самотрансценденции для практики психологического консультирования и психотерапии.
  • Понимает процесс формирования и закрепления Самости в теории экзистенциального анализа.
  • Понимает содержание понятия "Уважение" и распознаёт феноменологию переживания самоценности.
  • Умеет разделять переживания, связанные с совестью и со Сверх-Я.
  • Формулирует представления об отграничении: мотивы, условия, специфику, закономерности, сопряжённые переживания и последствия для жизни личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Нахождение самого себя посредством отграничения от иного
  • Копинговые реакции при невозможности быть самим собой
  • Психологические последствия утраты возможности быть самим собой
  • Основная духовная деятельность 3-й ФМ: внимательно смотреть на иное, признавая его ценность
  • Предпосылки развития самоценности и формирования Я
  • Самоценность
  • Понятие «Личность» в современном экзистенциальном анализе
  • Персональный экзистенциальный анализ: систематизация отдельных шагов
  • Биографический экзистенциальный анализ
  • Самодистанцирование, самопринятие и самотрансценденция как способности личности
  • Совесть и Сверх-Я
  • Понятие «Самость» в современном экзистенциальном анализе
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Рефлексивно-аналитическое эссе
    Объем: 3-4 тыс. слов.
  • блокирующий Экзамен
    Экзамен осуществляется по 20 контрольным вопросам. Письменный ответ на вопросы экзамена студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к печатным или электронным источникам. В ходе экзамена не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильные телефоны, электронные книги и т.п.). При нарушении этого правила ответ студента не засчитывается и за экзамен выставляется оценка 0
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.25 * Рефлексивно-аналитическое эссе + 0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-05227-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-434066
  • Человек как предмет познания, Ананьев, Б. Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кьеркегор, С. Страх и трепет (1843) (Пер. П. Г. Ганзена) / С. Кьеркегор. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 25 с. — ISBN 978-5-507-11698-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/5927 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Персонология : жизнь личности в культуре, Старовойтенко, Е. Б., 2015
  • Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие, Молчанова, О. Н., 2010
  • Теории личности : основные положения, исслед. и применение : учеб. пособие для вузов: пер. с англ., Хьелл, Л., 2009