• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Анализ цифровых фильмов и мультиплатформенных проектов

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Верещагина Наталья Викторовна, Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, Лапин-Кратасюк Евгений Борисович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе будут изучены академические подходы к определению и анализу проектов цифровой эпохи: различных жанров цифрового кино, трансмедийных (transmedia franchise, campaign, portmanteau), кроссмедийных и мультимедийных проектов, а также гибридных форм: медиапроектов, в которых происходит взаимопроникновение фильмической поэтики и поэтики комиксов и видеоигр. В основе программы курса тезис о том, что анализ цифровых фильмов и цифровых мультиплатформенных проектов требуют специфической методологии, которая включает доцифровые подходы к анализу аудиовизуальных феноменов, но не исчерпываются ими. В курсе изучаются как готовые гибридные аналитические модели (для трансмедиа и цифровых адаптаций), позволяющие совместить традиционные подходы к анализу фильма и аспекты, связанные с новыми технологическими и индустриальными тенденциями производства, дистрибуции и рецепции цифровых фильмов и мультиплатформенных проектов; так и отдельные концепции и гипотезы, позволяющие студентам создавать авторские методологии анализа современных медийных феноменов. Итогом курса является разработка дизайна исследования трансмедийного проекта, интерактивного фильма/сериала или игры для выпускной квалификационной работы и/или статья/лонгрид для публикации на медиаресурсах, посвященных кинеамтографу и трансмедиа (в частности, на ресурсе «Синкогнита». Курс адресован студентам, заинтересованным в написании научных и научно-популярных текстов, и не предполагает освоение практических навыков создания цифровых продуктов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоить научный инструментарий, необходимый для анализа цифровых феноменов, созданных в ХХI веке.
  • Изучить определения цифрового кинематографа, траснмедийного сторителлинга и цифровой адаптации в контексте концепций и ключевых понятий цифровой культуры.
  • Научиться применять методологию анализа трансмедийных проектов как системный подход к анализу мультиплатформенных проектов(в частности, метавселенных).
  • Освоить методологию анализа цифровых адаптаций как подход, соединяющий методы гуманитарных наук (филологии, истории) и концепции цифровой культуры.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Применяет трансмедийные аналитические модели
  • Комбинирует методы гуманитарных наук (филологии, истории, философии) и методы анализа индустрий и аудиторий, а также анализ технологий
  • Знает определения ключевых понятий цифровой культуры и цифрового продюсирования: цифровой фильм, трансмедиа, кроссмедиа, мультимедиа, платформа, культурная аналитика и т.п.
  • Знает основные направления академических дискуссий в области цифрового кинематографа, а также основные академические ресурсы (журналы, сайты исследовательских центров, блоги исследователей и т.п.)
  • Знаком с основными работами (книгами), в которых развивались концепции цифровой культуры, культурной аналитики, цифровой адаптации, цифрового кинематографа и мультиплатформенного стрителлинга
  • Анализирует комиксы и видеоигры в контексте мультиплатформенного стрителлинга и партисипаторной культуры
  • Знает подходы к анализу мультивселенных, основанных на комиксах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Трансмедийный сторителлинг и цифровые метавселенные: мультильтиплатформенность, расширения нарратива и партисипаторность
  • Тема 2. Цифровой кинематограф, метавселенные и (визуальные) архивы.
  • Тема 3. Взаимовлияние эстетики комиксов, видеоигр и кинематографа.
  • Тема 4. Философия фильма для цифрового кинематографа
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение
  • неблокирующий Работа на семинарах
    Активность на семинарах, предполагающая участие в практикумах по материалам домашнего задания.
  • неблокирующий Групповая презентация
    Участие в анализе, результаты которого докладываются в форме презентации на семинарах (группы до 5 человек, регламент – презентация до 10 минут, обсуждение – до 10 минут).
  • неблокирующий Питчинг итогового проекта
    Индивидуальная защита анализа, выполненного для ВКР или статьи/проекта для ресурсов о кино. Регламент – до 5 минут. Сдача текста проекта заранее.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.4 * Питчинг итогового проекта + 0.29 * Работа на семинарах + 0.2 * Групповая презентация + 0.11 * Посещение
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Freeman, M., & Gambarato, R. R. (2019). The Routledge Companion to Transmedia Studies. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1896475
  • Гамбарато Ренира Рампаццо, Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, & Мороз Оксана Владимировна. (n.d.). Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fpanorama-rossiyskih-transmedia-opyt-kartirovaniya-multiplatformennyh-initsiativ
  • Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна. (n.d.). Осень Трансмедиа.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • C. Scolari, P. Bertetti, & M. Freeman. (2014). Transmedia Archaeology : Storytelling in the Borderlines of Science Fiction, Comics and Pulp Magazines. Palgrave Pivot.
  • Politics, Civil Society and Participation : Media and Communications in a Transforming Environment. (2016). Bremen.
  • Present Scenarios of Media Production and Engagement. (2017). Bremen.

Авторы

  • Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна