• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Витгенштейн и социологическая теория

Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Основное содержание курса посвящено анализу различных социологических интерпретаций ключевых идей Витгенштейна внутри социальной теории. Социологическая (или шире – социальная) теория с момента опубликования и бурного обсуждения в среде философов поздних работ Витгенштейна (в 60-е-70-е годы XX века) обнаруживала устойчивый интерес к этим новым формам, словам, идеям. Это стало настоящим интеллектуальным вызовом для социологов и социальных мыслителей перенять идеи Витгенштейна, или в терминах его собственной теории – овладеть способом правильного употребления тех или иных языковых выражений. Под глубоким впечатлением от т.н. «лингвистического поворота», от критики Ричарда Рорти, от возможности метафорического использования принципов антропологии для изучения обществ письменной культуры, социологи научились вести себя «как витгенштейнианцы», маркировать свои тексты в стиле «Трактата» или «ФИ», описывать и объяснять наблюдаемую ими реальность с применением тех или иных (иногда совсем своих) интерпретаций Витгенштейна и, наконец, описывать и объяснять ненаблюдаемую ими как социологами реальность. В большом потоке текстов социальной теории далеко не маргинальную позицию занимают тексты социологов, написанные ими как «если бы они были философами». Это работы о значении и языке, мышлении и практике, явном и скрытом, социальном и индивидуальном. Со временем критическая масса этих работ наполнила не только пространство метатеории внутри социологии, но и выплеснулось обратно в область философии, где своим объемом просто смело существовавшее там до 50х годов значение выражения «социальная эпистемология» как собственно философская теория социального измерения знания и заменила его на довольно нечеткое «социологический способ познания». У самых разных авторов, от социальных конструктивистов, социологических номиналистов и до структуралистской феминистской эпистемологии, под «социальной эпистемологией» лежит какая-либо версия интерпретаций Витгенштейна, осознаваемая или нет, а также иногда его стиль письма, но редко - его оригинальная аргументация. Проблематика курса ограничивается тремя областями: - проблема правилосообразного социального действия (rule-following); - проблема анализа социальных институтов; - социологический анализ языка и повседневности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Эксплицировать и подвергнуть анализу компоненты современной социальной теории и эпистемологии, связанные с применением идей Витгенштейна в трех областях: проблема правилосообразного социального действия (rule-following); проблема анализа социальных институтов; социологический анализ языка и повседневности.
  • Дать слушателям представление о возможностях историко-социологической реконструкции систем идей и последовательности теорий в рамках генеалогического метода.
  • Сделать возможным для слушателей вариативное прочтение «Философских исследований».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть пониманием "правила" как института и практика. Знать подходы Блура, Барнса и Куша к анализу правила как института и как практики.
  • Знание биографии и основных этапов творчества Людвига Витгенштейна
  • Знать критику Сола Крипке и методологию спора о преодолении скептического парадокса. Понимать интерпретацию этой концепции в социологических работах.
  • Уметь сформулировать парадокс Витгенштейна о правилосообразных действиях. Знать проблематику следованию правилу в работе "Философские исследования".
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблема следования правилу: скептицизм и его преодоление в социологии. Тезис сообщества.
  • Людвиг Витгенштейн: интеллектуальная биография.
  • Проблема следования правилу: постановка проблемы.
  • Проблема следования правилу: правило как институт и практика. Блур-Барнс-Куш: правило как институт и как практика.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Презентация эссе, сессия вопрос и ответов
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Презентация эссе, сессия вопрос и ответов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.6 * Эссе + 0.4 * Презентация эссе, сессия вопрос и ответов
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Knowledge and social imagery, Bloor, D., 1991
  • Wittgenstein and the idea of a critical social theory : a critique of Giddens, Habermas and Bhaskar, Pleasants, N., 1999
  • Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке, Крипке, С. А., 2010
  • Избранные работы. Логико-философский трактат; Коричневая книга; Голубая книга, Витгенштейн, Л., 2005
  • Философские работы. Ч.1: ., Витгенштейн, Л., 1994

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Божественный Людвиг : Витгенштейн : формы жизни, Руднев, В. П., 2002