• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Корпусный анализ текста

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 46.04.01. История
Где читается: Факультет экономики (Пермь)
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Цифровые методы в гуманитарных науках
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина охватывает полный цикл проведения прикладного исследования с использованием языковых корпусов (т.е. принципиально подобранных коллекций текста, репрезентативных по отношению к определенной разновидности коммуникации). Корпусный анализ текста может быть полезен для решения самых разных задач: от критического анализа дискурса (например, исследования репрезентации того или иного явления в СМИ) до языкового профилирования организаций или стилистического анализа художественной литературы. Слушатели курса познакомятся с научными основами корпусной лингвистики и разными методами и техниками анализа корпусов, а также научатся: ставить исследовательский вопрос; подбирать/собирать корпус, подходящий для его изучения; подбирать подходящие методы для работы с корпусом; анализировать текстовые данные при помощи подобранных методов; корректно интерпретировать результаты анализа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Повышение уровня грамотности в работе с данными (data literacy) благодаря ознакомлению слушателей курса с основными понятиями и методами современной корпусной лингвистики
  • Развитие навыков подбора и обработки текстовых данных для исследования их корпусными методами, а также постановки реалистичных исследовательских вопросов к этим данным
  • Развитие базовых навыков количественного и качественного анализа корпусных данных, а также визуализации результатов анализа
  • Развитие критического мышления и умения корректно интерпретировать данные и основные статистические показатели
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь называть и объяснять основные понятия современной корпусной лингвистики
  • уметь описывать отличия в способах применения корпусных средств для разных целей и в разных гуманитарных дисциплинах
  • уметь применять базовые инструменты корпусного анализа для исследования существующих корпусов
  • уметь выявлять ограничения, связанные с использованием корпусных методов для решения практических и исследовательских задач
  • уметь формулировать исследовательский вопрос и гипотезу для исследования при помощи корпусных методов
  • уметь создавать, оценивать и использовать собственный корпус для достижения конкретных исследовательских целей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические и методологические основы корпусного анализа текста
  • Корпусный анализ как вид исследовательской деятельности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущее тестирование
    25%
  • неблокирующий Групповой проект
    25%
  • неблокирующий Индивидуальный проект
    25%
  • неблокирующий Экзамен
    25%
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.125 * Текущее тестирование + 0.25 * Индивидуальный проект + 0.25 * Групповой проект + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Baker, P. (2009). Contemporary Corpus Linguistics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344364
  • Baker, P., Hardie, A., & McEnery, T. (2006). A Glossary of Corpus Linguistics. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=169612
  • Biber, D., & Conrad, S. (2009). Register, Genre, and Style. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304421
  • Hyland, K., & Paltridge, B. (2011). Continuum Companion to Discourse Analysis. Continuum.
  • McEnery, T., & Hardie, A. (2012). Corpus Linguistics : Method, Theory and Practice. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=408835
  • Шунейко, А. А.  Корпусная лингвистика : учебник для вузов / А. А. Шунейко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13603-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477082 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baker, P., & Ellece, S. (2011). Key Terms in Discourse Analysis. New York, N.Y.: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350269
  • BIBER, D., CONRAD, S., & REPPEN, R. (1994). Corpus-based Approaches to Issues in Applied Linguistics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.562A0C90
  • Biber, D., Csomay, E., & Cortes, V. (2015). Corpus-based Research in Applied Linguistics : Studies in Honor of Doug Biber. John Benjamins Publishing Company.
  • Sinclair, J. M., & Carter, R. (2004). Trust the Text : Language, Corpus and Discourse. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=114866
  • Грудева, Е. В. Корпусная лингвистика : учебное пособие / Е. В. Грудева. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 165 с. — ISBN 978-5-9765-1497-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106859 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.