• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Психосемантика и психолингвистика: психология медиаэффектов

Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 8
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Медиапроизводство и медиааналитика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Любое медиапослание – это текст, вне зависимости, какая знаковая система используется для его создания: буквенная, цифровая, цветовая, звуковая. Умение строить тексты, содержащие однозначно трактуемый месседж или включающие в себя скрытые, неявные смыслы – важное умение любого специалиста медиаиндустрии. Студенты научатся раскрывать механизмы психологического воздействия, на основании которых формируется любое послание, а также смогут строить тексты заданной направленности, используя эти механизмы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создать устойчивые представления о сущности знака и текста как коммуникативного средства
  • Развить навыки семантического анализа на основе методов психосемантики и психолингвистики
  • Сформировать критерии оценки субъективного мира, декларируемого конкретным текстом
  • Сформировать понимание индивидуальных факторов формирования и отражения субъективного мира
  • Развить навыки учета иного мнения при анализе текстов
  • Развить навыки непосредственной и опосредованной коммуникации
  • Развить навыки оказания направленного воздействия через текст
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Использовать терминологию семантического анализа при описании процесса и результата текстовой деятельности
  • 2. Применять основные концепции теорий психосемантики и психолингвистики при анализе коммуникативных ситуаций и текстов
  • 3. Применять принципы системного анализа и критического мышления для оценки коммуникативной ситуации и коммуникативных средств
  • 4. Использовать психологические знания для оценки собственной коммуникативной интенции
  • 5. Использовать техники и технологии построения текстов с заданными семантическими характеристиками
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Образ мира как субъективный концепт
  • Знак и значение
  • Семантика инструментов культуры
  • Семантические инструменты языка и речи
  • Текст как знак
  • Форматирование медиаэффектов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценивается участие студента в обсуждении вопросов, вынесенных на семинарское занятие, в том числе - в решении кейсов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Самостоятельное выполнение задания, полученного на семинарском занятии / лекции
  • неблокирующий Итоговое задание
    Подготовка и защита на заключительном семинарском занятии самостоятельной тематической работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Итоговое задание + 0.3 * Активность на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Глухов, В. П.  Психолингвистика : учебник и практикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12584-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469716 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Михайлова, М. Ю. Семантика невыразимого в языке и речи : монография / М. Ю. Михайлова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 244 с. — ISBN 978-5-9765-4376-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/151337 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Серкин, В. П.  Психосемантика : учебник и практикум для вузов / В. П. Серкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01229-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469096 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Колесникова, С. М. Русские частицы: семантика, грамматика, функции : монография / С. М. Колесникова. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 112 с. — ISBN 978-5-9765-1455-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/106813 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Никитина, Л. Б. Антропоцентристская семантика: образ homo sapiens по данным русского языка : учебное пособие / Л. Б. Никитина. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 255 с. — ISBN 978-5-9765-1165-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/85933 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Яньшин, П. В.  Психосемантика цвета : учебное пособие для вузов / П. В. Яньшин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13001-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468252 (дата обращения: 28.08.2023).