• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Основы программирования в Python

Статус: Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 50
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Язык программирования Python является одним из самых простых в освоении и популярных языков программирования. Данный язык является мощным инструментом анализа данных и может повысить эффективность практически любой деятельности в науке и индустрии. С помощью языка Python можно автоматизировать рутинные операции и обрабатывать объемы данных, на несколько порядков превышающие объемы, доступные для обработки вручную или с помощью электронных таблиц. Данный курс направлен на формирование компетенций в области понимания кода и написания собственных программ. В нем будут рассмотрены темы, которые необходимы для успешного освоения базовых типов данных и синтаксических конструкций Python, а также для подготовки к независимому экзамену по программированию начального и базового уровня. Дисциплина реализуется с помощью учебника «Python как иностранный» https://edu.hse.ru/course/view.php?id=133389
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами основами языка программирования Python, достаточными для понимания чужого кода и реализации собственных несложных программ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Создавать переменные, считывать информацию в переменные, обращаться к переменным.
  • Работать со строками, применять индексацию и форматирование строк.
  • Понимать ошибки, выданные программой, и исправлять их.
  • Находить ошибки в чужом коде и исправлять их.
  • Использовать логический тип данных, операторы сравнения, логические операторы.
  • Писать собственные условные конструкции.
  • Использовать циклы для обработки повторяющихся действий, прекращать работу цикла по условию.
  • Использовать циклы для перебора последовательностей.
  • Понимать логику работы цикла.
  • Различать изменяемые и неизменяемые типы данных, понимать, какие методы работают с ними.
  • Проводить операции над множествами, содержательно интерпретировать результаты.
  • Создавать словарь и добавлять в него информацию, осуществлять поиск по словарю.
  • Хранить и обращаться к данным внутри вложенных структур.
  • Сортировать последовательности, сортировать словари по ключам и по значениям.
  • Импортировать готовые функции и применять их.
  • Писать собственные функции и применять их.
  • Находить ошибки в чужих функциях и справлять их.
  • Открывать и создавать текстовые файлы.
  • Считывать, обрабатывать и анализировать информацию из файлов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в программирование. Основные типы данных. Создание переменных. Основные ошибки.
  • Логический тип данных. Условные конструкции.
  • Цикл while. Операторы break и continue. Использование else в цикле.
  • Цикл for. Списки и кортежи. Функция map()
  • Методы строк и списков. Срезы.
  • Множества. Операции над множествами. Методы множеств.
  • Словари. Методы словарей. Вложенные структуры данных.
  • Сортировки, функция .sorted().
  • Работа с функциями.
  • Работа с текстовыми и табличными файлами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы
    На курсе предусмотрено 4 самостоятельных работы, рассчитанных на 20-30 минут. Работы размещаются на платформе SmartLMS и проводятся либо в конце, либо в начале лекции / семинара. Подробнее о дате, времени, точном количестве и темах заданий оповещает преподаватель не позднее, чем за неделю до активности. В каждой работе 2-3 задания на написание собственного кода. Задание студента проверяется на открытых и скрытых данных.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Проводится после изучения темы “Словари” и содержит задания по пройденным темам. Длится 80 минут, проводится в SmartLMS. Задания представляют собой написание кода. Задание студента проверяется на открытых и скрытых данных. Со штрафным режимом в 10% за каждую неверную попытку. С каждой неверной попыткой штраф увеличивается еще на 10%. Навигация по работе НЕ свободная, то есть при выполнении задания нельзя вернуться к предыдущим заданиям. Примеры заданий аналогичны примерам самостоятельных работ.
  • неблокирующий Проект и защита проекта
    Выполняется в группах из 3 человек. Группу из 1-2 человек организовать можно, но только в исключительных случаях по согласованию с преподавателем. Проект представляет собой написание корректно работающей программы прикладного назначения с последующей обязательной устной защитой в виде презентации. Дедлайн является жестким. Не допускается сдача работы после установленного дедлайна. При этом студент может явиться на защиту и показать проект, однако в таком случае может получить оценку не выше 6 баллов. Защита проекта является обязательной для выставления оценки за проект.
  • неблокирующий Активность на семинарах/лекциях
    Активность предусматривает участие в мини-тестах, которые проводятся на занятиях, если на них не запланирована другая форма текущего контроля. Мини-тесты проводятся на платформе SmartLMS в конце каждого занятия. В каждом тесте может быть от 3 до 5 вопросов, длительность — не более 10 минут. Вопросы могут быть как с одним вариантом ответа, так и с несколькими.
  • неблокирующий Экзамен
    - Если дисциплина реализуется в онлайн или смешанном формате, то - экзамен проводится с прокторингом - платформу проведения экзамена определяет преподаватель не позднее 14 дней до проведения экзамена - во время написания экзамена разрешено использование среды программирования из белого списка (https://sphenoid-aluminum-1ba.notion.site/2c05955636ca42b0b65b798286992e5e?pvs=4) и методического материала (https://edu.hse.ru/pluginfile.php/2690937/mod_label/intro/INTERM_CheatSheetPython.html) - Время не продлевается. Экзамен длится 2 часа, на подключение к нему дается еще 30 минут. - Если прокторинг проводится с помощью Proctor Edu, то действия студентов прописаны в [инструкции](https://docs.google.com/document/d/1cYMMmPDc8N1GplXKVrC8DR3rq7x1jd2xP6627GmZq3o/preview#heading=h.gjdgxs). - Если дисциплину изучает малое число студентов, то преподаватель может провести элемент контроля с прокторингом в Zoom. В таком случае проведение формы контроля регламентируется правилами проведения формы контроля в дистанционном формате (см. ниже). Правила проведения Элемента контроля в дистанционном формате - Проведение элементов контроля в дистанционном формате проводится в Zoom с помощью сессионных залов, в каждом из которых размещается до 30 студентов. - В Zoom студент обязан подписать свою фамилию и имя, а также группу, например “Петров Сергей (БМО291)” - Время, длительности, количество слотов и распределение студентов по слотам определяет преподаватель и доводит до студентов не позднее семи дней до проведения активности. - В Zoom студенты обязаны включить камеры и демонстрацию экрана (всего экрана, а не отдельного окна). - лицо должно находиться в центре области обзора веб-камеры и занимать не менее 10% захватываемого камерой пространства на протяжении всего сеанса; - лицо должно быть освещено равномерно, источник освещения не должен быть направлен в камеру или освещать только одну половину лица; - волосы, одежда, руки или что-либо другое не должно закрывать область лица; - не разрешается надевать солнцезащитные очки, можно использовать очки только с прозрачными линзами; - сдающий должен находиться один в помещении во время сдачи экзамена с прокторингом; - сдающий обязан находиться в зоне видимости веб-камеры во время прохождения экзамена с прокторингом; - Если студент будет демонстрировать не весь экран, а только одно окно, то сначала последует предупреждение и просьба настроить демонстрацию всего экрана. В случае игнорирования предупреждения студент будет удален из Zoom. - Коммуникация со студентами происходит через чат в Zoom. Проктор может попросить включить микрофон или показать рабочее место. Если вы не увидите сообщение проктора и не прореагируете на него, проктор продублирует свою просьбу голосом. - При технических неполадках студенты обязаны их фиксировать с помощью фотографии / скриншотов и отправить преподавателю. - Во время экзамена разрешается выйти из помещения один раз на не более чем 5 минут. Прежде чем покинуть помещение, студент должен в чате проинформировать проктора об этом и дождаться разрешения на выход. - Пройти тестирование можно только на **компьютере и ноутбуке**, не допускается сдача элемента контроля на **планшете или телефоне**. Для обеспечения корректной работы системы рекомендуется использовать **только** браузер **Google Chrome** - От студентов требуется обеспечить стабильную работу Интернет-соединения. В случае необходимости студент может заранее обратиться в учебный офис и попросить забронировать компьютерный класс. - В случае нарушения правил проведения элемента контроля в дистанционной форме, результаты будут аннулированы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Формула оценивания по дисциплине выглядит следующим образом. 0.1 х активность на лекциях / семинарах 0.2 х самостоятельные работы 0.2 х контрольная работа 0.3 х проект и защита проекта 0.2 х экзамен Оценка, выставляемая по итогам промежуточной аттестации по дисциплине-пререквизиту к независимому экзамену по цифровой компетенции, не может быть больше 8 баллов. Оценка по формуле домножается на 0.9. Затем округляется по правилам арифметического округления. В качестве итоговой оценки студенту выставляется минимум из полученной оценки и 8.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lutz, M. (2008). Learning Python (Vol. 3rd ed). Beijing: O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=415392

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Vanderplas, J. T. (2016). Python Data Science Handbook : Essential Tools for Working with Data (Vol. First edition). Sebastopol, CA: Reilly - O’Reilly Media. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1425081