• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Психология коллективных действий

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Сариева Ирена Ремаевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Психология коллективных действий» предлагает студентам по-новому взглянуть на ключевые процессы происходящие в обществе. Одной из ключевых и наиболее актуальных тем для современной психологии является изучение коллективных действий и массовых движений, в том числе и протестных. Помимо этого студентам будет представлены материалы по нормативным коллективным действиям, таким как волонтерство, голосование, подписание петиций. В лекциях будет представлен обзор классических и современных исследований в каждом направлении. На семинарах студентам будет предложена аналитическая работа с позиции психологии в рамках реальных кейсов на исторических и современных примерах. Студенты участвуют в групповых проектах, дискуссиях, научных презентациях и индивидуальном анализе. В ходе курса будет много интерактивного взаимодействия. К курсу прилагаются статьи и учебники на русском и английском языках, видеофрагменты и исторические справки. Курс предполагает чтение текстов на английском языке.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • определение основных типов коллективных действий, их признаков и различий между ними
  • описание ключевых психологических факторов, предопределяющих коллективные действия
  • определение психологических механизмов, влияющих на участие индивида в коллективных действиях
  • описание стадийности и последствиях коллективных действий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет основные причины возникновения, механизмы, стадии и особенности голосования, петиций, волонтерства, гражданской активности
  • определяет основные причины возникновения, механизмы, стадии и особенности протестов, насильственных акций, массовых беспорядков, терроризма
  • определяет основные причины возникновения, механизмы, стадии и особенности социальных движений
  • определяет основные причины участия, особенности активности и последствия участия в голосовании, подписании петиций, волонтерстве, гражданской активности
  • определяет основные причины участия, особенности активности и последствия участия в протестах, насильственных акциях, массовых беспорядках, терроризме
  • определяет основные причины участия, особенности активности и последствия участия в социальных движениях
  • определяет различные виды, функции и особенности коллективных действий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коллективные действия: определения, типы, функции
  • Нормативные коллективные действия: голосования, петиции, волонтерство, гражданская активность
  • Ненормативные коллективные действия: протесты, насильственные акции, массовые беспорядки, терроризм
  • Социальные движения: формирование, развитие, последствия
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аналитическое эссе
  • неблокирующий Квиз
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.25 * Аналитическое эссе + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Квиз + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cunningham, H. R., & Berry, W. F. (2012). Handbook on the Psychology of Violence. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=540910
  • Della Porta, D., & Diani, M. (2006). Social Movements : An Introduction (Vol. 2nd ed). Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=141284
  • Identity politics and politicized identities: Identity processes and the dynamics of protest. (2014). Political Psychology, 35(1), 1–22. https://doi.org/10.1111/pops.12167
  • Monroe, K. R. (2002). Political Psychology. Mahwah, N.J.: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=66186
  • Sidanius, J., & Jost, J. T. (2004). Political Psychology : Key Readings. New York: Taylor & Francis Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=111155
  • The social psychology of protest. (1997). Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.research.vu.nl.publications.02a7ca61.c645.4ec2.8349.c07265af7f8f
  • Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич, О. А., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Horgan, J. (2014). The Psychology of Terrorism (Vol. 2nd ed). Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=800666

Авторы

  • Сариева Ирена Ремаевна