• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Качественные методы в социологическом исследовании

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору
Направление: 38.04.01. Экономика
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 40
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на изучение основ качественного исследования. Такие качественные методы социологии, как, например, глубинные интервью, этнографические наблюдения, фокус-группы, используются в работе в самых разных областях. Работая с человеческими историями, глубинными интерпретациями, контекстами и нарративами, «качественники», используя не очень большой объём данных вскрывают повседневность, обнаруживают дискурсивные и поведенческие паттерны, слышат «голоса» людей, видят разные «жизненные миры» и умеют рассказывать о них. Курс состоит из двух составляющих: онлайн-курса "Качественные методы в социологическом исследовании» - 10 лекций и 6 тестов, а также трех практических занятий, в рамках которых на основе индивидуальных проектов в соответствии с интересами студентов будут пройдены основные этапы реализации исследования в качественном дизайне. Экзамен по курсу будет проведен в форме защиты индивидуальных проектов, подготовленных в процессе курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомиться с методологическими и теоретическими идеями, лежащими в основе качественного исследования;
  • развить навыки сбора и анализа данных для проведения собственного социологического исследования с использованием качественных методов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет навыки социологического анализа и научного объяснения социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов;
  • Имеет навыки принимать участие в социологическом исследовании качественными методами на всех этапах его проведения
  • Способен самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в качественном дизайне и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
  • Способен участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Качественное исследование в социальных науках: методологические основания
  • Дизайн качественного исследования
  • Этнографическая стратегия и участвующее наблюдение
  • Интервью в качественном исследовании
  • Фокусированное групповое интервью (фокус-группы): особенности организации и проведения
  • Качественный анализ данных: общий обзор
  • Биографический метод
  • Кейс-стади
  • Оценка и презентация результатов качественного исследования и жанры качественного письма
  • Этика в социологическом исследовании
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект индивидуального исследования в качественном дизайне
    3 точки контроля - 1. Постановка проблемы, цели и задач 2. Подготовка инструментов и пример 1 интервью 3. Анализ данных и описание результатов для одной задачи
  • неблокирующий Тест на онлайн-платформе
    Прохождение 6 тестов по темам в рамках онлайн-курса в SMART LMS
  • блокирующий Защита проекта исследования в качественном дизайне
    Защита проекта исследования в качественном дизайне, подготовленного в рамках курса
  • неблокирующий Семинарская активность
    учет участия студентов в семинарских занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.3 * Защита проекта исследования в качественном дизайне + 0.3 * Проект индивидуального исследования в качественном дизайне + 0.1 * Семинарская активность + 0.3 * Тест на онлайн-платформе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • An introduction to qualitative research, Flick, U., 2009
  • Designing qualitative research, Flick, U., 2007
  • Flyvbjerg, B. (2013). Five Misunderstandings About Case-Study Research. https://doi.org/10.1177/1077800405284363
  • Patricia Leavy. (2020). The Oxford Handbook of Qualitative Research: Vol. Second edition. Oxford University Press.
  • Биографический метод в социологии, Рождественская, Е. Ю., 2012
  • Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
  • Левинсон, А., & Стучевская, О. (2003). Фокус-Группы: Эволюция Метода (Обзор Дискуссии На Конференции Esomar). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E201A6A9
  • Основы качественного исследования : обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс, А., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Basics of social research : qualitative and quantitative approaches, Neuman, W. L., 2012
  • Kathy Charmaz. (n.d.). Advances in Qualitative Methods Conference Premises, Principles, and Practices in Qualitative Research: Revisiting the Foundations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5A292B7C
  • Sociological methods : a sourcebook, Denzin, N. K., 1978
  • The Sage handbook of qualitative research ed. by Norman K. Denzin; Yvonna S. Lincoln. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.347149243
  • ВАРШАВЕР ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, & РОЧЕВА АННА ЛЕОНИДОВНА. (2016). Интеграция Мигрантов: Что Это И Какую Роль В Ее Осуществлении Может Играть Государство. Журнал Исследований Социальной Политики, 14(3).
  • Интеракция, идентификация, презентация : введение в интерпретативную социологию, Абельс, Х., 1999
  • Как собрать данные в полевом качественном исследовании / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2086-4 - Ваньке А. В., Полухина Е. В., Стрельникова А. В. - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/372228 - 372228 - iBOOKS
  • Метод "длинного стола" в качественных полевых социологических исследованиях, Штейнберг, И. Е., 2021

Авторы

  • Карачурина Лилия Борисовна
  • Шарепина Екатерина Александровна