• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Русский язык как иностранный: особенности коммуникации в учебно-научной сфере

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Этот курс для иностранных студентов, обучающихся на русскоязычных программах и владеющих русским языком на уровне не ниже B1 (ТРКИ-1). Здесь можно научиться писать конспект лекции, реферат прочитанного текста и, главное, квалификационную работу и научную статью, используя аутентичные русские конструкции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • На курсе мы будем заниматься устной и письменной научной речью: будем слушать, писать и читать тексты по вашей специальности.
  • Этот курс для тех, кто владеет русским языком на уровне не ниже ТРКИ-1 (B-1, upper-intermediate).
  • По окончании курса вы будете лучше понимать устную и письменную русскую научную речь: выделять главные идеи, гипотезы, примеры, доказательства, выводы и обобщения - и сами будете писать и произносить научные тексты, используя аутентичные конструкции, принятые в русской академической среде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты воспроизводят и могут использовать принятые в русской традиции стратегии сокращения материала на письме, узнают и адекватно интерпретируют сокращенные записи знакомых слов. Воспроизводят и интерпретируют дискурсивные маркеры, вводящие: а) главную идею, б) гипотезу, в) доказательства гипотезы, г) иллюстративный материал, д) вывод, обобщение и др. В устном тексте по специальности верно интерпретируют перечисленные выше смысловые блоки.
  • Студенты воспроизводят, интерпретируют и используют в речи клише, необходимые для написания: заявки на конференцию, статьи, квалификационной работы.
  • Студенты воспроизводят, интерпретируют конструкции-клише, выражающие а) мнение, б) согласие, в) несогласие, г) сомнение и др. Используют эти конструкции собственной речи во время дискуссии, доклада и т. п.
  • Студенты узнают и верно интерпретируют в письменных текстах дискурсивные маркеры, вводящие: а) основную идею, б) гипотезу, в) мнение автора, г) доказательство, д) иллюстративный материал, е) вывод, ж) перифраз и др. Студенты способны написать реферат-резюме, сравнительный реферат, оценочный реферат прочитанного, используя характерные для русской академической традиции клише.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как слушать, понимать и записывать лекции по специальности?
  • Как работать с текстами по специальности - учебными и научными?
  • Как вести себя на семинаре, во время научной дискуссии, устного публичного выступления?
  • Как провести научное исследование и письменно представить его результаты?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашние задания после занятия - эссе по теме занятия
    Сочинения, в которых используются языковые средства, обсуждавшиесся на занятии
  • неблокирующий Итоговый лексико-грамматический тест
  • неблокирующий Активное участие в занятиях
    Лексико-грамматические тесты по материалу занятия
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.1 * Активное участие в занятиях + 0.1 * Активное участие в занятиях + 0.15 * Домашние задания после занятия - эссе по теме занятия + 0.15 * Домашние задания после занятия - эссе по теме занятия + 0.5 * Итоговый лексико-грамматический тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Нестерова, О. А.  Востоковедение. Академическое письмо : учебное пособие для академического бакалавриата / О. А. Нестерова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 192 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06901-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442086 (дата обращения: 28.08.2023).