• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Современная политическая наука

Статус: Курс обязательный (Прикладная политология)
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Комшукова Ольга Валерьевна, Конча Валерия
Прогр. обучения: Прикладная политология
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса — осветить актуальные темы современной политической науки, напомнив студентам основополагающие теории и познакомив с наиболее свежими взглядами и подходами современных исследователей политической науки и сравнительной политической экономии. В рамках курса рассматриваются фундаментальные вопросы политической науки: подходы к определению видов политических режимов, вопросы избирательного процесса, темы неравенства, идентичности, этнической политики, политические институты, а также наиболее злободневные: национализм и этническая политика, популизм и манипулирование общественным мнением с помощью СМИ и социальных сетей, вопросы построения гражданского общества. При рассмотрении каждой из тем ключевым является вопрос применимых и наиболее популярных исследовательских подходов к ее изучению, а одной из главных задач - выявление и устранение наиболее распространенных эмпирических проблем.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечить осведомленность об актуальных вопросах современной политической науки и применимых для их изучения методов исследования, исследовательского дизайна
  • Развить навыки критического мышления, формулирования собственной позиции и осмысленного анализа относительно методов исследования, достоверности и убедительности аргументации и результатов современных исследований, а также навыки устной и письменной презентации
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формулирует основные актуальные теоретические вопросы современной политической науки
  • идентифицирует основные виды эмпирических ошибок в исследованиях
  • отличает основные классификации современных политических режимов, формулирует основные параметры деления режимов, обосновывает наличие недостатков в применении дихотомии автократии и демократии
  • формулирует основные виды демократических политических институтов, аргументирует необходимость и достаточность их присутствия в качестве основополагающего элемента демократической политической системы
  • называет основные мотивы избирательного поведения, различает экономические и неэкономические стимулы для формирования электоральных предпочтений, формулирует причинно-следственную связь между мотивом, лежащим в основе поведения избирателя, применяемыми способами воздействия на такие мотивы и стимулирования необходимого электорального поведения, а также политическими результатами
  • применяет теории современной политической науки для интерпретации практических ситуаций
  • объясняет (интерпретирует и анализирует) феномен политической теории или практики с применением изученных теорий и подходов к исследованию
  • аргументированно письменно и устно формулирует собственную точку зрения по изучаемому вопросу и/или политической ситуации
  • формулирует основные преимущества и недостатки политологического исследования, предлагает направления по улучшению исследования и повышению степени его достоверности и обоснованности
  • предлагает варианты исследования конкретной политической (теоретической) проблемы с указанием сильных и слабых сторон каждого из возможных вариантов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в СПН: вопросы, подходы, проблемы
  • Современные типы политических режимов
  • Демократические институты
  • Избирательный выбор
  • Идентичность
  • Демократические партии и представительство
  • Избирательные системы и правила
  • Автократии I
  • Автократии II
  • Институты, инвестиции, право собственности и реформы
  • Политические протесты
  • Качество государственного управления
  • Гражданские войны и насилие
  • Неравенство и государство благосостояния (Welfare State)
  • Национализм и этническая политика
  • Информация: СМИ, социальные сети и манипулирование общественным мнением
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Активность на семинарах - принятие участия в дискуссиях, обсуждениях, подготовка устных презентаций по материалам и литературе семинара
  • неблокирующий Групповой проект
    Групповая работа студентов в рамках изучения блока тем, посвященных типам избирательных систем, предпочтениям избирателей, особенностям воздействия на мнение избирателей в рамках избирательных кампаний. Группа студентов 3-5 человек выбирает реальный кейс выборов, проводимых в период 2022/2023 годы (страна и уровень выборов выбираются студентами самостоятельно и согласовываются с преподавателем семинарских занятий). Выбранный кейс анализируется по параметрам, изученным в ходе лекции и представляется на 2 последних семинарах модуля в виде групповой презентации.
  • блокирующий Эссе (критический анализ исследовательской статьи)
    Написание эссе, содержащее критический анализ одной из статей, подлежащих рассмотрению на семинарских занятиях. Эссе должно быть написано и сдано до даты проведения семинара, на котором осуществляется разбор соответствующей статьи.
  • блокирующий Итоговая письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.175 * Активность на семинарах + 0.175 * Активность на семинарах + 0.15 * Групповой проект + 0.25 * Итоговая письменная работа + 0.25 * Эссе (критический анализ исследовательской статьи)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Busemeyer, M. R. (2014). Skills and Inequality : Partisan Politics and the Political Economy of Education Reforms in Western Welfare States. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=838784
  • Coppock, A., & Green, D. P. (2015). Assessing the Correspondence between Experimental Results Obtained in the Lab and Field: A Review of Recent Social Science Research. Political Science Research and Methods, (01), 113. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.pscirm.v3y2015i01p113.131.00
  • Fearon, J. D., Kasara, K., & Laitin, D. D. (2007). Ethnic Minority Rule and Civil War Onset. American Political Science Review, (01), 187. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v101y2007i01p187.193.07
  • Ferraz, C., & Finan, F. (2008). Exposing Corrupt Politicians: The Effects of Brazil’s Publicly Released Audits on Electoral Outcomes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E930B5F7
  • Gehlbach, S., & Keefer, P. (2012). Private Investment and the Institutionalization of Collective Action in Autocracies: Ruling Parties and Legislatures. Journal of Politics, 74(2), 621–635. https://doi.org/10.1017/S0022381611001952
  • Goertz, G., & Mahoney, J. (2012). A Tale of Two Cultures : Qualitative and Quantitative Research in the Social Sciences. Princeton, N.J.: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=475403
  • Gurses, M. (2018). Anatomy of a Civil War : Sociopolitical Impacts of the Kurdish Conflict in Turkey. University of Michigan Press.
  • Kemnitz, A., & Roessler, M. (2017). Economic development, democratic institutions, and repression in non-democratic regimes: Theory and evidence. CEPIE Working Papers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.zbw.tudcep.0417
  • Noam Lupu. (2013). Party Brands and Partisanship: Theory with Evidence from a Survey Experiment in Argentina. American Journal of Political Science, (1), 49. https://doi.org/10.1111/j.1540-5907.2012.00615.x
  • Political science research in practice, , 2013
  • Political science research methods, Johnson, J. B., 2016
  • Posner, D. N. (2004). The political salience of cultural difference: Why Chewas and Tumbukas are allies in Zambia and adversaries in Malawi. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CEAEF5DB
  • Reuter, O. J., & Robertson, G. B. (2015). Legislatures, Cooptation, and Social Protest in Contemporary Authoritarian Regimes. Journal of Politics, 77(1), 235–248. https://doi.org/10.1086/678390
  • Robertson, G. B. (2011). The Politics of Protest in Hybrid Regimes : Managing Dissent in Post-Communist Russia. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344606
  • Rose-Ackerman, S. (2013). Corruption : A Study in Political Economy. Academic Press.
  • The fundamentals of political science research, Kellstedt, P. M., 2018
  • Understanding political science research methods: the challenge of inference, Barakso, M., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • BLAIR, G., COOPER, J., COPPOCK, A., & HUMPHREYS, M. (2019). Declaring and Diagnosing Research Designs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt44v277rd
  • Daron Acemoglu, Francisco Gallego, & James A. Robinson. (2014). Institutions, Human Capital and Development. Documentos de Trabajo. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.ioe.doctra.449

Авторы

  • Комшукова Ольга Валерьевна
  • Конча Валерия -