• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Введение в лингвистику

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Библеистика и история древнего Израиля)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 92

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике. Даётся обзор основных уровней языка и соответствующих им лингвистических дисциплин. Основное внимание уделяется таким уровням языка, как фонетика (фонология и морфология). Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере филологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
  • знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
  • знакомство с основными методами анализа фонетического, фонологического и морфологического уровня языка, а также основными теоретическими концепциями соответствующих областей лингвистики
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • в общих чертах формулировать лингвистическую и философскую программу де Соссюра.
  • восстанавливать глубинную форму слова
  • давать определение глубинной формы слова
  • давать определение грамматического значения
  • давать определение языковой норме
  • делать простейший фонологический анализ
  • делать транскрипцию с помощью IPA
  • диагностировать базовую конструкцию предложения в данном языке
  • диагностировать именную группу как аргумент или адъюнкт
  • диагностировать морфонологические операции по данной парадигме / словоизменительному гнезду
  • диагностировать тип маркирования синтаксической связи
  • доказывать существование в языке двух разных фонем
  • квалифицировать значение как грамматическое
  • квалифицировать проблему, встретившуюся им в процессе профессиональной деятельности, как лингвистическую или содержащую лингвистический компонент
  • описывать фонетические характеристики гласного звука
  • описывать фонетические характеристики согласного звука;
  • описывать фонетическую разницу между двумя похожими звуками
  • описывать фонетическую разницу между двумя похожими согласными звуками
  • определять позицию языковой единицы на линейно-синтагматическом континууме
  • определять характер границы между морфемами в данном слове
  • перечислять основные типы базовых конструкций предложения и давать им характеристики
  • представлять набор словоформ слова в виде парадигмы
  • применять основные философские критерии научного знания к распространённым сегодня учениям о связи языка и сознания
  • применять сравнительно-исторический метод к адаптированному материалу (решать простейшие задачи на реконструкцию)
  • формулировать задачи вариационной социолингвистики
  • формулировать задачи современных психо- и нейролингвистики
  • формулировать и проверять основные признаки подлежащего
  • формулировать критерии языкового родства
  • формулировать основные концепции современного синтаксиса (генеративный синтаксис; функционально-типологический синтаксис)
  • формулировать основные типологические противопоставления в семантических зонах времени, вида, модальности, эвиденциальности
  • формулировать основные типологические противопоставления в системах словоизменительных классов, падежа, числа, посессивности
  • формулировать основы сравнительно-исторического метода
  • формулировать предмет и задачи лингвистики
  • формулировать различие в предметах и задачах лингвистики и: практического изучения языков, филологии, литературоведения;
  • формулировать свойства клитик, аффиксов, субморфов, словоформ
  • формулировать фонологические характеристики некоторых семей и ареалов; семьи и ареала, которым принадлежит изучаемый язык / языки
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое лингвистика?
  • Семиотика. Что такое обозначать?
  • Фонетика: гласные
  • Фонетика: согласные
  • Фонология
  • Типология фонетических систем
  • Морфемика. Типология морфем
  • Морфонология
  • Морфология: грамматическое значение
  • Морфология: грамматическая семантика именных категорий
  • Морфология: грамматическая семантика глагольных категорий
  • Синтаксис: общая проблематика. Типы морфологического маркирования синтаксической связи
  • Синтаксис: предикатно-аргументная структура
  • Синтаксис: типология базовых конструкций предложения
  • Сравнительно-историческое языкознание
  • Социолингвистика
  • Психолингвистика и нейролингвистика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Квизы
  • неблокирующий Домашние задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0,1*ДЗ№1 + 0,1*ДЗ№2 + 0,1*ДЗ№3 + 0,075*Квиз№1 + 0,075*Квиз№2 + 0,2*Контрольная работа + 0,35*экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Реформатский, А. А.  Фонология и морфонология. Избранные работы : учебное пособие для вузов / А. А. Реформатский ; составитель М. А. Реформатская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06244-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441881 (дата обращения: 28.08.2023).

Авторы

  • Ронько Роман Витальевич
  • Козлов Алексей Андреевич