Магистратура
2023/2024
Проектирование, разработка и реализация образовательных продуктов
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Управление в высшем образовании)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Каспржак Анатолий Георгиевич
Прогр. обучения:
Управление в высшем образовании
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Программа дисциплины «Проектирование, разработка и реализация образовательных продуктов» ориентирована на решение задач профессиональной деятельности, определенных оригинальным стандартом ГМУ НИУ ВШЭ по направлению 38.04.02 «Менеджмент» (приоритет: магистерская программа «Управление в высшем образованием») среди которых, в первую очередь, следует выделить: •Преподавательская деятельность (преподавание дисциплин, организация учебной деятельности, руководство исследовательской работой;•Проектная деятельность (проектный анализ, проектирование/ разработка проектов/ проектных решений, управление проектами); •Информационно-аналитическая деятельность (поиск источников информации, мониторинг, анализ, оценка и обработка данных, выбор методологии, групповая аналитическая работа, формирование баз данных); •Организационно-управленческая деятельность (осуществление стратегического управления, принятие управленческих решений на основе анализа...) и т.д.
Цель освоения дисциплины
- Показать, что современное общество выдвигает принципиально новые требования к уровню достижений учащихся, которые не могут быть достигнуты в рамках традиционной организации образовательного процесса, и каким образом необходимо учитывать интересы различных участников образовательных отношений
- Помочь студентам – действующим управленцам образования, осознать и осмыслить влияние изменений, произошедших в обществе, на субъекты образовательного процесса, «инфраструктуру обучения» (образовательные технологии), цели и задачи образования
- Посредством анализа возможных изменений в системе образования подвести студентов к пониманию того, что произошедшие в обществе изменения не могут не привести к изменению соотношения и приоритетности понятий «научение», «учение» и «обучение» (learning teaching and training);
- В процессе анализа собственной профессиональной деятельности способствовать (создать условия) для формирования у студентов собственного представления о современной парадигме образования, в том числе – с точки зрения новых представлений о самой природе обучения, его целях, методах и процедурах
- Рассмотреть современные инновационные технологии учения и обучения, адекватные происходящим изменениям в обществе, познакомиться с ключевыми направлениями современных педагогических инноваций в мире и России
- В рамках практической деятельности по разработке учебных (образовательных) программ, создать условия для освоения студентами базовых принципов педагогического дизайна
- Способствовать приобретению студентами опыта и навыков анализа связей между: требованиями заказчика образовательной услуги и «конструкцией» образователь-ной программы, выбором адекватных запросу образовательных технологий
- Дать понятие и навыки проектирования системы обеспечения качества реализации образовательной (учебной) программы
Планируемые результаты обучения
- Демонстрировать понимание основных тенденций, изменений в организации образовательного процесса, содержании образования, в том числе – связанных с появлением информационно-коммуникационных технологий, новой структурой высшего образования и его глобализации
- Осмыслить собственный профессиональный опыт
- Руководить процессом (организовывать процесс) проектирования (конструирования) и внедрения образовательных программ (программ учебных дисциплин)
- Диагностировать состояние преподавания своей дисциплины (образовательной области) в вузе (его подразделении). Выстраивать систему обеспечения качества образования, используя современные, адекватные задачам университета инструменты (экспертизу – в первую очередь), сможет и будет готов привлечь необходимых специалистов (если это необходимо), затем с ними и/или самостоятельно провести анализ качества образования в вузе
- На основании полученных по результатам диагностирования материалов, выбирать и предлагать к реализации практики обучения (приемы, техники, технологии), повышающие эффективность (качество) образовательного процесса
- Анализировать, оценивать потенциал, организовывать деятельность по локализации имеющихся и/или разработке новых учебно-методических ресурсов (средств обучения), оценивать целесообразность их использования в образовательном процессе, системе подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава
- Формулировать свою собственную (экспертную, авторскую) позицию по той или иной проблеме, излагать ее в письменной и устной форме (с учетом адресата, способа подачи, адекватной терминологии и т.д.) так, чтобы она была понята и принята
Содержание учебной дисциплины
- Основания для проектирования и подходы к проектированию образовательных программ
- Проектирование образовательных программ от результата
- Реконструкция и представление образовательной программы
- Выстраивание системы обеспечения качества в современном университете (его подразделении)
Элементы контроля
- Контрольное задание 1. Презентация учебной или образовательной программы.Презентация заявки на разработку образовательной программы
- Контрольное задание 2. Подготовка экспертного заключения на образовательную программу.Составление экспертного заключения на заявку образовательной программы, разработанной коллегой по учебной группе
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 3rd module0.5 * Контрольное задание 1. Презентация учебной или образовательной программы. + 0.5 * Контрольное задание 2. Подготовка экспертного заключения на образовательную программу.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- O’Neill, G., Donnelly, R., & Fitzmaurice, M. (2014). Supporting programme teams to develop sequencing in higher education curricula. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.54C23A64
- Университетское управление: практика и анализ. N.2, , 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Текст принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации - ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации" - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/30019 - 30019 - PROSPECT