2023/2024





Исследования медиатизации социальной жизни
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Институт медиа
Когда читается:
2-4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
НИС знакомит студентов с различными подходами к исследованиям медиатизации общества и культуры. Повсеместное использование медиатехнологий приводит к медиатизации тела, памяти, любви, здоровья, семейных отношений, образования, политики, науки, религии, искусства, развлечений и т.д. Медиатизация действует на всех уровнях социальной жизни, трансформируя повседневность и практики сообществ, движений, организаций, социальных институтов. НИС подойдет для студентов, пишущих курсовую работу в академическом формате в любом из этих направлений. Кроме того, НИС будет полезен и студентам, выполняющим творческие КР, если ваш проект связан с медиатизацией какого-либо аспекта социальной жизни (например, разработкой мобильного приложения в образовательных или оздоровительных целях). На семинарах планируется: (1) читать и обсуждать научную литературу, посвященную исследованиям медиатизации; (2) разрабатывать дизайн курсовых исследований и представлять их результаты; (3) анализировать отдельные феномены, практики и технологии, связанные с медиатизацией.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать у студентов представление об исследованиях медиатизации общества и культуры.
- Развить навыки исследования медиатизации различных сфер социальной жизни.
- Развить навыки критической рефлексии в отношении процессов медиатизации и попыток их концептуализации.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные направления исследований памяти и анализирует процессы медиатизации индивидуальной и коллективной памяти;
- Применяет различные концепции и методы в изучении медиатизации социальных институтов (в частности, религии);
- Применяет различные подходы и методы в изучении медиатизации повседневных практик;
- Анализирует селф-трекинг и процессы квантификации идентичности в контексте существующих теорий.
- Осуществляет критическую рефлексию научных и художественных сценариев медиатизированного будущего.
- Ориентируется в ключевых понятиях и теориях в области исследований медиатизации
- Применяет различные подходы в изучении конкретных проявлений медиатизации
- Использует эмпирические методы исследования медиатизированных социальных практик и институтов
- Осуществляет критическую рефлексию существующих подходов в исследованиях медиатизации
- Ориентируется в ключевых понятиях, подходах и направлениях исследований медиатизации
- Различает основные направления исследований медиатизации
Содержание учебной дисциплины
- Медиатизация как исследовательское направление
- Селф-трекинг, медиатизация повседневности и социальных институтов
- Медиатизация коллективной памяти об исторических событиях
- Эмпирическая база исследований по теме медиатизации.
- Медиатизация религиозных институтов в современном контексте: религия встречается с новыми медиа
- Искусственный интеллект в эпоху глубокой медиатизации
- Представление результатов исследований медиатизации
Элементы контроля
- Задания к семинарам
- Индивидуальная письменная работа “Источники и степень изученности темы”
- Итоговый проект
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.5 * Задания к семинарам + 0.2 * Индивидуальная письменная работа “Источники и степень изученности темы” + 0.3 * Итоговый проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Btihaj Ajana. (2018). Self-Tracking : Empirical and Philosophical Investigations. Palgrave Macmillan.
- Garde-Hansen, J. (2011). Media and Memory. Edinburgh University Press.
- Lundby, K. (2014). Mediatization of Communication. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=840480
- Stefan Selke. (2016). Lifelogging : Digital Self-tracking and Lifelogging - Between Disruptive Technology and Cultural Transformation. Springer VS.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Hjarvard, S. (2013). The Mediatization of Culture and Society. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=549083