• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Научно-исследовательский семинар «Теория и анализ кинематографа»

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

Цель семинара - научиться практическому анализу фильмов с точки зрения культурологии. На встречах мы обсудим природу кинематографа, особенности его художественной образности. Основные этапы развития киноязыка и характерные кинематографические приемы будут рассмотрены в исторической перспективе в политико-культурном контексте. Вместе с ключевыми теориями кино мы затронем влиятельные теории культуры, без которых невозможно представить современный анализ фильма. От элементов драматургического анализа (жанр, сюжет, тема, композиция) будем двигаться в сторону формального и структурного подходов, концептам из психоанализа, гендерной теории и философской антропологии.Семинар подразумевает практическую работу на занятиях и подготовку индивидуальных проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение классических теорий кино и современных теорий культуры, практический анализ фильмов на их основе
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь базовое представление об истории и теории кинематографа
  • Владеть основами драматургического анализа фильма
  • Знать основные марксистские интерпретации кинематографа
  • Уметь формулировать исследовательские проблемы с рассмотренных в курсе подходов
  • Знать концепцию пространства и времени кинематографа Ж. Делеза
  • Уметь анализировать фильмы с применением изученных теорий
  • Уметь разрабатывать объяснительные модели для описания смыслового содержания фильма
  • Знать принципы нелинейного повествования в кинематографе
  • Знать основы психоаналитической теории кино
  • Знать основные феминистские теории кино
  • Владеть навыками разносторонней интерпретации аудиовизуального материала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Вводное занятие
  • 2. Вопросы методологии фильма. Ранняя кинофеменология.
  • 3. Теории монтажа
  • 4. Нелинейное повествование
  • 5. Кино и Психоанализ
  • 6. Нуар
  • 7. Театр и кино
  • 8. Марксистская теория и кинематограф.
  • 9. Постмодернизм
  • 10. Фантастика и постгуманизм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе по дисциплине
  • неблокирующий Проектная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 3rd module
    Оценивание: 0,3*работа на семинарах + 0,4*проектная работа + 0,3*эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Adorno's modernism : art, experience, and catastrophe, Hammer, E., 2017
  • Chapman, J. (2013). Film and History. [N.p.]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1525254
  • Critical theory and film : rethinking ideology through film noir, Vighi, F., 2012
  • Deleuze and world cinemas, Martin- Jones, D., 2011
  • Fabrizi, M. A. (2016). Fantasy Literature : Challenging Genres. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1356206
  • Film theory. Vol.1: ., , 2005
  • Fine Cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа / Перевод: Мария Агеева - 978-5-91103-523-5 - Криттенден Роджер - 2020 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/371836 - 371836 - iBOOKS
  • Lacan, J. (2004). The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=369273
  • Lacan, psychoanalysis, and comedy, , 2016
  • Pereboom, M. L. (2011). History and Film : Moving Pictures and the Study of the Past (Vol. 1st ed). Boston: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360491
  • Rosenstone, R. A. (2017). History on Film/Film on History (Vol. Third edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1565165
  • Spicer, A. (2010). Historical Dictionary of Film Noir. Lanham: Scarecrow Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=332747
  • The dialectics of seeing : Walter Benjamin and the Arcades project, Buck-Morss, S., 1991
  • Васильев, А. Д. Интертекстуальность: прецедентные феномены : учебное пособие / А. Д. Васильев. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 342 с. — ISBN 978-5-9765-1591-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119319 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Михелъ, Д. (2003). Власть, Управление, Население: Возможная Археология Социальной Политики Мишеля Фуко. Журнал Исследований Социальной Политики, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15695865
  • Слова и вещи, Фуко, М., 1994
  • Философия фильма: упражнения в анализе, Куренной, В. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Aesthetic theory: Theodor W. Adorno, Adorno, T. W., 2004
  • Engaging cinema : an introduction to film studies, Nichols, B., 2010
  • Film and fashion amidst the ruins of Berlin : from Nazism to the Cold War, Ganeva, M., 2018
  • Film noir : hard-boiled modernity and the cultures of globalization, Fay, J., 2010
  • Gilles Deleuze : cinema and philosophy, Marrati, P., 2012
  • Harvey, C. B. (2015). Fantastic Transmedia : Narrative, Play and Memory Across Science Fiction and Fantasy Storyworlds. Palgrave Macmillan.
  • Introduction to film studies, , 2012
  • Inventing film studies, , 2008
  • John E. O’Connor, & Martin A. Jackson. (2016). American History/American Film : Interpreting the Hollywood Image. Bloomsbury Academic.
  • Krutnik, F. (1991). In a Lonely Street : Film Noir, Genre, Masculinity. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=173319
  • McGowan, T. (2007). Real Gaze, The : Film Theory After Lacan. SUNY Press.
  • The Hollywood sign : fantasy and reality of an American icon, Braudy, L., 2011
  • Toby Miller, & Robert Stam. (2008). A Companion to Film Theory. [N.p.]: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231749
  • Verstraten, P., & Lecq, S. van der. (2009). Film Narratology. University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division.
  • Wheeler Winston Dixon, & Gwendolyn Audrey Foster. (2018). A Short History of Film, Third Edition: Vol. Third edition. Rutgers University Press.
  • Колокольцева, Т. Н. Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов : монография / Т. Н. Колокольцева, В. П. Москвин. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-9765-2050-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/232496 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы, Фуко, М., 2015
  • Сергей Эйзенштейн / Пер. с англ. – Светлана Кузнецова - 978-5-91103-282-1 - О’Махоуни Майк - 2016 - Москва: Ад Маргинем Пресс - https://ibooks.ru/bookshelf/371846 - 371846 - iBOOKS
  • Туган-Барановский, М. И. Теоретические основы марксизма / М. И. Туган-Барановский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 231 с. — ISBN 978-5-507-29477-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/30423 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Бедаш Юлия Анатольевна