Бакалавриат
2024/2025![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
История философии сер. XIX-XX вв. Часть 1
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса рассматриваются философские учения и школы XIX и XX веков. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. В курсе анализируется специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке. Предметом обсуждения в курсе станут два основных направления современной западной философии: сциентистское (три «волны» позитивизма, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия сознания) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Освоение данной дисциплины базируется на общем курсе «Философия», читаемом всем студентам бакалавриата, и на предыдущих курсах программы майнора – «История философии древнего мира и средних веков», «Философия XV-XVII веков» и «Философия XVIII века. Немецкая классическая философия».
Цель освоения дисциплины
- • знакомство с основными направлениями западной и отечественной философской мысли ХIХ-ХХ веков; • ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков; • развитие навыков критического осмысления ключевых идей и учений западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков; • развитие навыков понимания и самостоятельной интерпретации сложных философских текстов.
Планируемые результаты обучения
- Студенты определяют ключевые проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
- Студенты определяют ключевые проблемы в феноменологии, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
- Студенты определяют ключевые проблемы в философии европейской 19-20 века, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
- Студенты определяют ключевые проблемы в философии Ф. Ницше, критически анализируют и оценивают предлагаемые решения
- определяет ключевые философские проблемы в «философии жизни», критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
- Студенты демонстрируют углубленное знание основных направлений западной философской мысли середины XIX - XX вв.
- Студенты имеют целостное представление об историко-философском процессе в западном мире середины XIX - XX вв.
- Студенты демонстрируют углубленное знание основных произведений ведущих представителей западной философской мысли середины XIX - XX вв.
- успешно характеризует ключевые философские проблемы в неокантианстве, критически оценивает предлагаемые решения в рамках Марбургской и Баденской школ
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте.
- Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
- Тема 3. Философия Ф. Ницше
- Тема 4. Неокантианство
- Тема 5. Философия жизни
- Тема 6. Психоанализ
- Тема 7. Феноменология
- Тема 8. Экзистенциализм
Элементы контроля
- Активность на семинарских занятиях
- Активность на семинарских занятиях
- Эссе
- Устный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.2 * Активность на семинарских занятиях + 0.4 * Устный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Staiti, A., & Warren, N. de. (2015). New Approaches to Neo-Kantianism. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=996408
- Введение в психоанализ : лекции, Фрейд, З., 2001
- История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
- Руткевич, А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития : учебное пособие для вузов / А. М. Руткевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 289 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05562-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515662 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Erdmann, J. E. (2013). History of Philosophy : Volume III. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=790382
- История философии XX века. Современная зарубежная философия : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02454-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433231 (дата обращения: 28.08.2023).