Бакалавриат
2024/2025
Языковое разнообразие Юго-Восточной Азии
Статус:
Курс обязательный (Юго-Восточная Азия: языки, история, культуры)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Самарина Ирина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Языковое разнообразие ЮВА» предназначена для студентов первого, второго и третьего года обучения ОП «Языки и литература Юго-Восточной Азии». Цель курса — составить у студентов комплексное представление о языковом разнообразии ареала Юго-Восточной Азии, познакомить с языковыми семьями Юго-Восточной Азии, с их историческим развитием, с основными типологическими особенностями языков ареала, их лингвогеографическими и социолингвистическими характеристиками. Дисциплина «Языковое разнообразие ЮВА» включает следующие блоки: «Языки ЮВА и языковое разнообразие», «Языковые семьи ЮВА», «Сравнительно-историческое изучение языков ЮВА», «Ареальная лингвистика ЮВА», «Основные типологические параметры языков ЮВА», «Индокитайский языковой союз», «Социолингвистические данные о языках ЮВА». Курс «Языковое разнообразие ЮВА» расширяет и дополняет курс «Введение в лингвистику», знакомящий с основными понятиями и методами современного языкознания, конкретизирует полученные знания применительно к ареалу Юго-Восточной Азии, создает научную базу, необходимую для осознанного и профессионального изучения языков, предлагаемых программой «Языки и литература Юго-Восточной Азии».
Цель освоения дисциплины
- Научить студента пользоваться понятийным лингвистическим аппаратом.
- Научить студента работать в лингвистическом редакторе SpeechAnalyzer.
- Предоставить в распоряжение студента основные понятия социолингвистики.
- Ознакомить с социолингвистической ситуацией в ЮВА.
- Ознакомить студента с генетической классификацией языков и принципами установления языкового родства.
Планируемые результаты обучения
- Владение навыками чтения и анализа исследований и материалов по теории восточных языков
- Знание основных категорий синтаксиса и концепций синтаксического анализа предложения
- Знание основных понятий и единиц грамматического уровня языка
- Знание основных понятий и категорий теории текста
- Знание особенносей функционирования служебных слов в изучаемых восточных языках
- Знание особенностей функционирования имени, как одного из двух основных знаменательных классов слов
- Знание современных концепций понятий "слово" и "морфема"
- Знание современных концепций частей речи в изолирующих языках
- Знание типологических особенностей изолирующих языков
- нание особенностей функционирования имени, как одного из двух основных знаменательных классов слов
- Умение пользоваться полученными знаниями для обнаружения и анализа лингвистических особенностей изучаемых восточных языков
- Умение применять полученные знания в собственной научно-исследовательской деятельности в области вьетнамской и тайской филологии
- Умение применять полученные знания в собственной научно-исследовательской деятельности в области филологии восточных языков
- Умение применять теоретические лингвистические знания в процессе коммуникации на изучаемых восточных языках
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Грамматика как раздел языкознания
- Тема 2. Грамматические единицы.
- Тема 3. Классы слов (части речи)
- Тема 4. Имя
- Тема 5. Предикатив
- Тема 6. Полуслужебные и служебные слова. Частицы.
- Тема 7. Синтаксис
- Тема 8. Дискурс
Элементы контроля
- НакопАудиторная активность, домашние задания, текущие проверки знаний.
- ЭкзаменЗащита письменной работы (реферат или эссе).
- НакопАудиторная активность, домашние задания, текущий контроль знаний.
- ЭкзаменЗащита проекта. Преподаватель вправе проверить остаточные знание предыдущих модулей (лет).
- НакопАудиторная активность, домашние задания, текущий контроль знаний.
- ЭкзаменЗащита проекта.
- НакопАудиторные задания, домашние задания, текущий контроль знаний.
- ЭкзаменЗащита проекта.
- НакопАудиторная активность, домашние задания, текущий контроль знаний.
- ЭкзаменЗащита проекта или письменной работы.
- НакопАудиторная активность, домашние задания, текущий контроль знаний.
- ЭкзаменЗащита проекта (письменной работы). Преподаватель вправе проверить остаточные знания по предмету.
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
- 2023/2024 учебный год 2 модуль0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
- 2024/2025 учебный год 2 модуль0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.25 * Накоп + 0.5 * Экзамен + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Binh Nhu Ngo, P. . (2015). Elementary Vietnamese, Third Edition : Moi Ban Noi Tieng Viet. Let’s Speak Vietnamese. (Downloadable Audio Included). [N.p.]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1568843
- Enfield, N. J. (2007). A Grammar of Lao. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=247594
- Smyth, D. (2014). Thai: An Essential Grammar (Vol. 2nd ed). Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=770528
- Thompson, L. (1985). A Vietnamese grammar. https://doi.org/10.15144/MKSJ-13-14
Рекомендуемая дополнительная литература
- Danh ThànhDo-Hurinville, & Huy Linh Dao. (2019). The Vietnamese Polyfunctional Marker Mà as a Generalized Linker: A Multilevel Approach. Journal of the Southeast Asian Linguistics Society, (2), 58. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.3df27d03fc0244568596a405a5a9ea4e
- Le Manh Hai, & Phan Thi Tuoi. (n.d.). Vietnamese Lexical Functional Grammar. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1F2EA661
- Le-Hong, P. (2010). Construction of a syntactic component based on tree adjoining grammars for Vietnamese ; Elaboration d’un composant syntaxique à base de grammaires d’arbres adjoints pour le vietnamien. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BAC01782
- Liem, N. D. (1973). Cases and Clauses in Vietnamese. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED088276
- Nguyễn Huy Cẩn. (2009). Ảnh hưởng của các lý thuyết hiện đại đến nghiên cứu ngữ pháp tiếng Việt ; Implications of modern theories on Vietnamese grammar study. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.809DF569
- NOSS, R. B., & Foreign Service, D. of S. W. D. F. S. I. (1964). Thai, Reference Grammar. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED010347
- Patpong, P. (2006). A systemic functional interpretation of Thai grammar: an exploration of Thai narrative discourse. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.ADTP.285129
- Thompson, L. G., & Southeast Asian Regional English Project, S. (South V. (1960). English for Vietnamese Speakers. Vol. 2. Grammar. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED112659