Бакалавриат
2024/2025
Введение в экономику цифровых платформ
Статус:
Курс по выбору (Экономика и анализ данных)
Направление:
01.03.02. Прикладная математика и информатика
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Первое двадцатилетие XXI века стали периодом активного роста цифровых платформ. Платформы создают новые рынки и преобразуют традиционные, используя возможности, создаваемые цифровыми технологиями. Это относится как к крупнейшим диверсифицированным платформам – таким, как Microsoft, Google, Amazon, Airbnb или Alibaba, - так и к сравнительно специализированным – например, Uber. В основе бизнеса платформ – объединение разных групп пользователей, которое само по себе создаёт стоимость. При этом встреча разных групп пользователей может происходить и физически (пассажир садится в такси), и виртуально (разработчик целевой контекстной рекламы не встречается ни с аудиторией, ни с поставщиком информационного контента сайта). Платформы как создают новые рынки (например, рынок данных об индивидуальных предпочтениях), так и уничтожают традиционные бизнесы (школьники уже не знают, что такое таксопарк). Бизнес платформ ставит непростые задачи перед правовыми нормами. За качество услуг таксопарка прошлого века отвечал таксопарк, кто отвечает за качество услуг клиентам Yandex? Правда ли, что Facebook щедр по отношению к пользователям, или он в долгу перед ними, делая бизнес на основе индивидуальных данных? Задача курса – понять, как современная микроэкономика объясняет формирование спроса на рынках, объединяемых платформами, использование платформами данных о пользователях в качестве ресурса, закономерности входа на рынки платформ, возможности платформ ограничивать проникновение конкурентов на свои сегменты, как политика платформ влияет на цепочки создания стоимости объединяемых ими компаний. Отдельный вопрос курса – как регуляторы и законодатели разных стран пытаются отвечать на вызовы, создаваемые платформами. Курс использует модели микроэкономики, знакомство с курсом «Отраслевые рынки» (Industrial Organization) является преимуществом.
Цель освоения дисциплины
- Понять, как современная микроэкономика объясняет формирование спроса на рынках, объединяемых платформами, использование платформами данных о пользователях в качестве ресурса, закономерности входа на рынки платформ, возможности платформ ограничивать проникновение конкурентов на свои сегменты, как политика платформ влияет на цепочки создания стоимости объединяемых ими компаний, а также какие нерешенные вопросы возникают при применении к бизнесу платформ современного законодательства.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует влияние политики платформ на цепочки создания стоимости объединяемых ими компаний
- Анализирует влияние цифровых платформ на смежные рынки
- Анализирует природу вопросов, которые возникают при применении к бизнесу платформ современного законодательства
- Владеет теоретическими основами, объясняет основные компоненты функционирования цифровых платформ
- Объясняет закономерности входа на рынки платформ и возможности платформ ограничивать проникновение конкурентов на свои сегменты
- Объясняет формирование спроса на рынках, объединяемых платформами
Содержание учебной дисциплины
- Основы бизнеса сетевых платформ: сетевые эффекты
- Создание и укрепление сетевых эффектов: рейтинги, ревью и рекомендации
- Цифровые платформы: масштаб и ассортимент
- Спрос и цены цифровых платформ
- Цены цифровых платформ
- Условия договоров цифровых платформ
- Конкуренция между цифровыми платформами
- Влияние цифровых платформ на смежные рынки
- Проблемы экономической политики в отношении цифровых платформ
Элементы контроля
- работа на семинарахоценивается выполнение домашнего задания
- деловая игра
- тесты
- контрольная работа
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.4 * контрольная работа + 0.1 * деловая игра + 0.2 * работа на семинарах + 0.15 * тесты + 0.15 * тесты
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Advanced introduction to platform economics, Mansell, R., 2020
- Alpina - 18614 - А.Моазед; Н.Джонсон - Платформа: Практическое применение революционной бизнес-модели - 9785961421927 - Альпина Паблишер - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18614
Рекомендуемая дополнительная литература
- The economics of platforms : concepts and strategy, Belleflamme, P., 2021