2024/2025
Научно-исследовательский семинар «Философия в русской литературе»
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Работа в рамках курса сосредоточена на исследовании философскогосодержания русской художественной классики XIX–XX вв. в ее взаимосвязи с ключевыми концепциями и текстами русской философии, филологии и исторической науки. Важной составляющей является организация индивидуальной исследовательской работы студентов по выбранной теме при кураторстве преподавателей НИС.Основные виды проектной работы:• Работа с первоисточниками (художественными произведениями, критическими и эстетическими сочинениями), направленная на выявление в них философских проблем, осмысляющих духовные и культурные процессы эпохи, а также взаимодействия и преемственности с темами и идеями европейской и русской интеллектуальной традиции. •Анализ рецепции и критики, реконструкция общего идейного поля русской мысли, литературы и музыки.• Работа с архивными материалами с целью реконструкции исторического контекста написания произведения, а также формирование навыков научного комментария к художественному произведению, которые помогают раскрыть связь умозрительных построений русских мыслителей, писателей и деятелей искусства с самыми значимыми историческими событиями, социальными явлениями и культурными феноменами.• Анализ современной исследовательской литературы, выявление сюжетов, которые остаются актуальными для современного интеллектуального пространства России и Запада. Основным образовательным результатом проектной деятельности в рамках НИС станет формирование у студентов конкретных практических навыков проведения и презентации исследований: подготовка научных материалов к статьям по теме, написание и публикация оригинальных исследовательских и обзорных статей и рецензий, эссе (в том числе для просветительских проектов, нацеленных на более широкую аудиторию, в электронных изданиях и онлайн проектах), подготовка научных секционных и постерных докладов, составление библиографических и предметных указателей, комментариев к научным разработкам, архивным материалам.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения Научно-исследовательского семинара «Философия в русской литературе» являются: - углубленное изучение философско-эстетических текстов русских мыслителей; - выявление философской составляющей произведений русской литературы и искусства XIX–XX вв. в контексте проблем, традиционно имеющих постановку и решение в философии; - овладение основными приемами философско-эстетического анализа текстов русской литературы и искусства. Основным образовательным результатом проектной деятельности в рамках НИС станет формирование у студентов конкретных практических навыков проведения и репрезентации исследований: подготовка научных материалов к статьям по теме, написание и публикация оригинальных исследовательских и обзорных статей, эссе (в том числе для просветительских проектов, нацеленных на более широкую аудиторию, в электронных изданиях и онлайн проектах), подготовка научных секционных и постерных докладов, составление библиографических и предметных указателей, комментариев к научным разработкам, архивным материалам.
Планируемые результаты обучения
- - углубленное изучение философско-эстетических текстов русских мыслителей; - выявление философской составляющей произведений русской литературы и искусства XIX - XX вв. в контексте проблем, традиционно имеющих постановку и решение в философии; - овладение основными приемами философско-эстетического анализа текстов русской литературы и искусства.
- Определять философское наполнение художественного текста.
- Определить философское содержание работ М.Ю. Лермонтова, И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого.
- Понимание связи восточной философии с идеями Л.Н. Толстого и И.А. Гончарова
- Определение детства как философской проблемы в русской классической литературе
- Может определить мотивы детства и образ ребенка у М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
- Определить смех как философскую проблему в русской художественной литературе
- Выявить значение смеха в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
- Определяет понятие "художественности" текста.
- Может типологизировать "понимание" как категорию в исследовании художественного текста.
- Определить философские и культурологические аспекты пьес А.П. Чехова
- Интерпретировать пьесы А.П. Чехова через оптику экзистенциализма.
- Определить проблему женственности и женскости в поэзии символистов
- Обозначить философские проблемы в поэзии Серебрянного века
- Определить общие идеи Вл.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского
- Понять роль Церкви в философии Вл.С. Соловьёва и Ф.М. Достоевского
- Понять сходства и различия идей "русского социализма" Ф.М. Достоевского и христианской общественности Вл. С. Соловьева
- Определить философское содержание в творчестве Л.Н, Андреева
- Определить мотивы античной философии в литературе Серебрянного века
- Понять как произошла преемственность идей от античности к началу 20 в.
- Определить русский космизм как часть русской философской мысли
- Понять идеи К.Э. Циолковского как часть философии русского космизма
- Определить русскую утопию как часть философской мысли и русской идеи
- Определить поэтическое мышление и опыт саморефлексии от античных времен до XXI века
- Определить роль "философа-поэта"
Содержание учебной дисциплины
- Вводное занятие
- Человек смеющийся: смех и достоинство человека (Н.В. Гоголь)
- Реализм литературы девятнадцатого века?
- Трагедия искусства: философ, борющийся с художником в жизни и творчестве русских классиков
- Тайна человеческой свободы в русской художественной классике
- Что значит «понять» художественный текст»? Что значит прочесть художественный текст глазами философа?
- Пьесы Чехова - комедии или драмы?
- Символ и реальность (Б. Л. Пастернак. "Доктор Живаго")
- Евангелие от Михаила Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»)
- Идея христианского единства в русской литературе и философии
- Феноменология духа Серебряного века
- Практический Блок: Зачем нужно знать исторический контекст, чтобы лучше понимать философские идеи литературного произведения и как правильно с ним работать?
- Философская проблематика раннего творчества Ф.М. Достоевского
- Техническая утопия и антиутопия в русской философии и литературе: утопия, лучистое человечество, космос и музыка сфер
- Многоголосие повествования Н.С. Лескова