• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Научно-исследовательский семинар «Философия в русской литературе»

Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Работа в рамках курса сосредоточена на исследовании философскогосодержания русской художественной классики XIX–XX вв. в ее взаимосвязи с ключевыми концепциями и текстами русской философии, филологии и исторической науки. Важной составляющей является организация индивидуальной исследовательской работы студентов по выбранной теме при кураторстве преподавателей НИС.Основные виды проектной работы:• Работа с первоисточниками (художественными произведениями, критическими и эстетическими сочинениями), направленная на выявление в них философских проблем, осмысляющих духовные и культурные процессы эпохи, а также взаимодействия и преемственности с темами и идеями европейской и русской интеллектуальной традиции. •Анализ рецепции и критики, реконструкция общего идейного поля русской мысли, литературы и музыки.• Работа с архивными материалами с целью реконструкции исторического контекста написания произведения, а также формирование навыков научного комментария к художественному произведению, которые помогают раскрыть связь умозрительных построений русских мыслителей, писателей и деятелей искусства с самыми значимыми историческими событиями, социальными явлениями и культурными феноменами.• Анализ современной исследовательской литературы, выявление сюжетов, которые остаются актуальными для современного интеллектуального пространства России и Запада. Основным образовательным результатом проектной деятельности в рамках НИС станет формирование у студентов конкретных практических навыков проведения и презентации исследований: подготовка научных материалов к статьям по теме, написание и публикация оригинальных исследовательских и обзорных статей и рецензий, эссе (в том числе для просветительских проектов, нацеленных на более широкую аудиторию, в электронных изданиях и онлайн проектах), подготовка научных секционных и постерных докладов, составление библиографических и предметных указателей, комментариев к научным разработкам, архивным материалам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения Научно-исследовательского семинара «Философия в русской литературе» являются: - углубленное изучение философско-эстетических текстов русских мыслителей; - выявление философской составляющей произведений русской литературы и искусства XIX–XX вв. в контексте проблем, традиционно имеющих постановку и решение в философии; - овладение основными приемами философско-эстетического анализа текстов русской литературы и искусства. Основным образовательным результатом проектной деятельности в рамках НИС станет формирование у студентов конкретных практических навыков проведения и репрезентации исследований: подготовка научных материалов к статьям по теме, написание и публикация оригинальных исследовательских и обзорных статей, эссе (в том числе для просветительских проектов, нацеленных на более широкую аудиторию, в электронных изданиях и онлайн проектах), подготовка научных секционных и постерных докладов, составление библиографических и предметных указателей, комментариев к научным разработкам, архивным материалам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - углубленное изучение философско-эстетических текстов русских мыслителей; - выявление философской составляющей произведений русской литературы и искусства XIX - XX вв. в контексте проблем, традиционно имеющих постановку и решение в философии; - овладение основными приемами философско-эстетического анализа текстов русской литературы и искусства.
  • Определять философское наполнение художественного текста.
  • Определить философское содержание работ М.Ю. Лермонтова, И.А. Гончарова и Л.Н. Толстого.
  • Понимание связи восточной философии с идеями Л.Н. Толстого и И.А. Гончарова
  • Определение детства как философской проблемы в русской классической литературе
  • Может определить мотивы детства и образ ребенка у М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
  • Определить смех как философскую проблему в русской художественной литературе
  • Выявить значение смеха в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского
  • Определяет понятие "художественности" текста.
  • Может типологизировать "понимание" как категорию в исследовании художественного текста.
  • Определить философские и культурологические аспекты пьес А.П. Чехова
  • Интерпретировать пьесы А.П. Чехова через оптику экзистенциализма.
  • Определить проблему женственности и женскости в поэзии символистов
  • Обозначить философские проблемы в поэзии Серебрянного века
  • Определить общие идеи Вл.С. Соловьева и Ф.М. Достоевского
  • Понять роль Церкви в философии Вл.С. Соловьёва и Ф.М. Достоевского
  • Понять сходства и различия идей "русского социализма" Ф.М. Достоевского и христианской общественности Вл. С. Соловьева
  • Определить философское содержание в творчестве Л.Н, Андреева
  • Определить мотивы античной философии в литературе Серебрянного века
  • Понять как произошла преемственность идей от античности к началу 20 в.
  • Определить русский космизм как часть русской философской мысли
  • Понять идеи К.Э. Циолковского как часть философии русского космизма
  • Определить русскую утопию как часть философской мысли и русской идеи
  • Определить поэтическое мышление и опыт саморефлексии от античных времен до XXI века
  • Определить роль "философа-поэта"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводное занятие
  • Человек смеющийся: смех и достоинство человека (Н.В. Гоголь)
  • Реализм литературы девятнадцатого века?
  • Трагедия искусства: философ, борющийся с художником в жизни и творчестве русских классиков
  • Тайна человеческой свободы в русской художественной классике
  • Что значит «понять» художественный текст»? Что значит прочесть художественный текст глазами философа?
  • Пьесы Чехова - комедии или драмы?
  • Символ и реальность (Б. Л. Пастернак. "Доктор Живаго")
  • Евангелие от Михаила Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»)
  • Идея христианского единства в русской литературе и философии
  • Феноменология духа Серебряного века
  • Практический Блок: Зачем нужно знать исторический контекст, чтобы лучше понимать философские идеи литературного произведения и как правильно с ним работать?
  • Философская проблематика раннего творчества Ф.М. Достоевского
  • Техническая утопия и антиутопия в русской философии и литературе: утопия, лучистое человечество, космос и музыка сфер
  • Многоголосие повествования Н.С. Лескова
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Академическое эссе
  • неблокирующий Академическое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    1 * Академическое эссе
  • 2024/2025 4th module
    1 * Академическое эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранные произведения, Гоголь, Н. В., 1968

Авторы

  • Сидорина Татьяна Юрьевна
  • Куликов Антон Кириллович
  • Кантор Владимир Карлович
  • Порус Владимир Натанович