Магистратура
2024/2025
История и теория медиа
Статус:
Курс обязательный (Медиаменеджмент)
Направление:
42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает:
Институт медиа
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
с онлайн-курсом
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения:
Медиаменеджмент
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина является обязательной вводной для всех студентов магистерских программ в сфере медиа и журналистики. Она знакомит студентов с основными научными направлениями в области исследования массовых коммуникаций, учит ориентироваться в исторических аспектах развития медиа в обществе, различиях и концептуальных особенностях различных подходов к исследованию медиа и теоретических школ их изучения. Базовыми пререквизитами для данной дисциплины являются знания уровня бакалавриата в сфере общей социологии, философии и т.п. Дисциплина разработана для студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.05 Медиакоммуникации.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать понимание истории развития и основных теоретических направлений исследований коммуникации и информации и тем самым дать представление о многоаспектности и плюридисциплинарности современных коммуникаций, включая медиа, технологии информации и коммуникации, индустрии культуры
- Дать представление о том, как, и из чего сложился мир современных медиа (экономические и социальные предпосылки, технические открытия, потребность человека в информации и творчестве), как поступательно рождался особый язык аудиовизуальной коммуникации и в чем его специфические особенности.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует инновации и их коммуникацию в обществе по модели Роджерса
- Анализирует трансграничные и глобальные медиапродукты как элементы культурной гегемонии
- Аргументирует с использованием исторического опыта свою позицию по вопросу современного регулирования массовых коммуникаций
- Высказывает критические замечания к модели диффузии инноваций Роджерса с приведением альтернативных теорий
- Дает определение инновации как коммуникативного процесса
- Дает определение понятию "информационное общество"
- Дает определение понятию политической экономии массовых коммуникаций
- Знает основания для классификации Д. Макуэйла
- Знаком и различает тексты ведущих психологов медиаэффектов
- Знаком с базовыми текстами Адорно, Хабермаса, Маркузе, Беньямина
- Знаком с базовыми текстами Лазарсфельда, Ласуэлла, Липпмана и их основными положениями
- Знаком с положениями теории медиаэффектов
- Излагает основные положения критической теории
- Классифицирует медиатеории по объекту исследований
- Классифицирует теории медиа и располагает их на карте теорий.
- Описывает специфику культурных индустрий и их отличия от других индустрий
- Определяет понятие знака. Различает концепции знака Пирса и де Соссюра
- Отличает авторов парадигмы пропагандистской силы от авторов парадигмы ограниченных эффектов
- Периодизирует возникновение основных форм коммуникации
- Периодизирует эпохи развития медиа
- Приводит основные характеристики медианосителей
- Применяет концепт мифа Барта для анализа современности
- Применяет концепцию кодирования/декодирования к анализу современных медиа и феноменов массовой культуры
- Применяет основные положения теорий медиаэффектов к анализу современных явлений в сфере медиа
- Применяет подходы Гофмана и этнометодологов к анализу социальных коммуникативных практик
- Применяет психологические теории для анализа конкретных медиакомпании, материалов медиа и поведения аудитории
- Различает виды социальных институтов и их связь с развитием медиа
- Различает коммуникативную эффективность различных видов письменности
- Различает культурологический и эмпирико-функционалистский подходы к анализу медиапотребления
- Различает организацию книжного промысла в различных странах
- Различает основные методы дискурсного анализа
- Различает различные эпохи развития медиа и сопровождавшее их развитие социальных институтов
- Различает три категории знаков у Пирса
- Различает этнометодологический подход к теории социального действия и обосновывает его коммуникативную природу
- Располагает теории на карте теорий Д. Макуэйла
- Рефлексирует вклад теорий прайминга и культивации в всеобщую теорию медиа
- Рефлексирует основные положения Школы Пало Альто
- Сопоставляет изменения в общественных системах с эволюцией медианосителей
- Сопоставляет типы культур с присущими им медианосителями
- Способен применять основные положения теории индустриализации культуры к анализу современной медиаэкономики
- Формулирует ключевые дилеммы и критику информационного капитализма
- Формулирует основные подходы Торонтской школы
- Формулирует основные принципы сетевого общества по М. Кастельсу
- Формулирует различия между различными национальным моделями свободы печати
Содержание учебной дисциплины
- Базовые категории курса: медиа, массовые коммуникации, коммуникация как процесс.
- Медиаизменения и их связь с экономическим и политическим развитием обществ.
- Основные формы коммуникации и их развитие
- История контроля массовых коммуникаций
- История медианосителей и технологий медиа
- Классификация теорий медиа
- Эмпирико-функционалистская школа изучения массовых коммуникаций
- Критическая теория и философия. Теории индустриализации культуры
- Структурализм и семиотика, лингвистическая теория массовой коммуникации: основные концепции
- Психологические подходы к изучению массовых коммуникации
- Микросоциологические подходы к изучению коммуникации
- Теории информационного общества и медиа в основе социального развития
- Социология диффузии инноваций
- Теории активного потребителя и cultural studies
- Политическая экономия массовых коммуникаций
- История появления и трансформации концепции трансмедийного сторителлинга
- Медиа и память: от постпамяти к цифровой памяти
- Общество счастливых просьюмеров: терапевтический поворот в исследованиях медиа
Элементы контроля
- Групповая работа на семинарах
- Тесты онлайн-курса
- Самостоятельная работа
- ЭкзаменЭкзамен проводится для каждой образовательной программы отдельно в письменной форме. 3 вопроса в билете. Если студент не получил удовлетворительную оценку или хочет повысить оценку с 8 до 9 или 10, то для него проводится устный экзамен.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.3 * Групповая работа на семинарах + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.1 * Тесты онлайн-курса + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Appadurai, Arjun. Modernity at Large : Cultural Dimensions of Globalization, University of Minnesota Press, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=310379.
- Castells, Manuel. The Power of Identity : The Information Age - Economy, Society, and Culture, John Wiley & Sons, Incorporated, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=470449.
- Communication Theory and Research, edited by Denis McQuail, et al., SAGE Publications, 2006. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=334341.
- Convergence Media History, edited by Janet Staiger, and Sabine Hake, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=446641.
- Questions of Cultural Identity : SAGE Publications, edited by Stuart Hall, and Gay, Paul du, SAGE Publications, 1996. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1474805.
- Smith, Bruce Lannes, and Harold D. Lasswell. Propaganda, Communication and Public Opinion, Princeton University Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=4071105.
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017
- История печати. Т.1: ., , 2002
- История печати. Т.2: ., , 2001
- Кирия, И. В. История и теория медиа : учебник / И. В. Кирия, А. А. Новикова. — Москва : Высшая школа экономики, 2017. — 423 с. — ISBN 978-5-7598-1188-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100133 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Принуждение, капитал и европейские государства, 990-1992 гг., Тилли, Ч., 2009
- Энциклопедия мировой индустрии СМИ : учеб. пособие для вузов, Блинова, М. В., 2013
Рекомендуемая дополнительная литература
- Internationalizing Media Studies : Impediments and Imperatives, edited by Daya Kishan Thussu, Routledge, 2009. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=431824.
- Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
- Язык. Познание. Коммуникация, пер. с англ. под ред. В. И. Герасимова ; сост. В. В. Петрова ; вступ. ст. Ю. Н. Караулова, В. В. Петрова, 2-е изд., 310 с., Ван Дейк, Т. А., 2015