Магистратура
2024/2025





Проектный семинар "Преподавание в современном мире"
Статус:
Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Педагогическое образование
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Проектный семинар –системообразующая дисциплина магистратуры «Педагогическое образование», которая интегрирует теоретическую базу и профессионально-педагогические навыки в ходе освоения дисциплин программы. Освоение дисциплины позволит овладеть комплексом навыков и ценностных установок, необходимых для успешного вхождения в профессию и дальнейшей выработки индивидуального учительского почерка. Проектный семинар также способствует формированию у студентов комплексного видения профессиональной деятельности современного учителя в логике трансформации системы образования. Это позволит более осознанно подходить к выбору образовательных технологий в своей профессиональной деятельности, а также повысит инновационную компетентность и расширит профессиональный кругозор.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью проектного семинара является обеспечение условий интеграции содержания учебных дисциплин программы в деятельность студента, которая разворачивается в ходе непрерывной стажировки (производственной практики) в школах и определяется профессиональным стандартом педагога (в соответствии с обобщенными трудовыми функциями и трудовыми действиями). В том числе, через освоение студентами основ педагогической деятельности, включающей в себя планирование, проектирование, рефлексию собственной урочной деятельности со школьниками и собственного личностно-профессионального развития.
Планируемые результаты обучения
- Организует деятельность по локализации имеющихся и/или разработке новых учебно-методических ресурсов (пособий, материалов, средств обучения)
- Характеризует типы и структуру урока с использованием понятийного аппарата дидактики и методики обучения
- Проектирует, а затем внедряет в образовательный процесс учебные задания, учебные ситуации, отдельные образовательные события (уроки)
- Диагностирует качество преподавания своей дисциплины в школе
- Создает авторские учебно-методические материалы
- Рефлексирует результаты апробации разработанных материалов, включая проведение оценки целесообразности их использования в образовательном процессе
- Рефлектирует результаты апробации разработанных материалов, включая проведение оценки целесообразности их использования в образовательном процессе
- Осмысляет роль личностных качеств учителя в процессе педагогической деятельности
- Обладает умением педагогического проектирования целостных дидактических концепций, включая концепцию школы
Содержание учебной дисциплины
- Портрет современного учителя. Профессиональная самоидентификация.
- Что такое урок: типы и структура урока
- Инструменты планирования урока
- Разработка учебных заданий/учебных ситуаций для разных этапов урока и рефлексия полученного в ходе практической деятельности опыта (апробация разработанных материалов)
- Рефлексия наблюдений за уроками в школе
- Моделирование уроков с применением освоенных компетенций
- Презентация разработанных уроков
- Педагогические технологии как дидактические концепции. Создание учебного модуля с разными технологиями обучения
- Основы проектирования педагогических систем
- Практикум проектирования педагогической системы
Элементы контроля
- Активность
- Практические задания для каждого этапа урока
- Проект урока
- Методическая разработка цикла уроков (учебного модуля)
- Презентация авторской методической системы
- Защита концепции школы
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.1 * Активность + 0.3 * Практические задания для каждого этапа урока + 0.3 * Практические задания для каждого этапа урока + 0.3 * Проект урока
- 2025/2026 3rd module0.4 * Защита концепции школы + 0.3 * Методическая разработка цикла уроков (учебного модуля) + 0.3 * Презентация авторской методической системы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Несерьезная педагогика, Корчак, Я., 2022
- Образование и личность : теория и практика проектирования педагогических систем, Сериков, В. В., 1999
- Общая и профессиональная педагогика : учебник, Жуков, Г. Н., 2019
- Педагогика : Учеб. пособие, Харламов, И.Ф., 2002
- Педагогика : учебник и практикум для вузов, Голованова, Н. Ф., 2018
- Приемы педагогической техники : Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальн... : пособие для учителя, Гин А.А., 1999
- Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов, Островский, Э. В., 2005
- Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов, Островский, Э. В., 2018
- Психология и педагогика, учебник, 400 с., Кравченко, А. И., 2008
- Философия образования : учеб. пособие, Гершунский, Б. С., 1998
- Философия образования для XXI века : (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций), Гершунский, Б. С., 1998
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология и педагогика : учеб. пособие для вузов, Островский, Э. В., 2013
- Психология и педагогика : учебник для вузов, Пронина, Е. Н., 2004