• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Амарнская переписка (семинар наставника)

Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Найденные в Телль-эль-Амарне (древн. Ахетатон) письма, адресованные египетскому фараону, – один из важнейших источников по истории древнего Ближнего Востока в эпоху поздней бронзы. В рамках курса студенты познакомятся с наиболее примечательными письмами из этого архива. В частности, с перепиской между фараоном и царями Вавилонии и Ассирии. Также на курсе предполагается чтение писем, отправленных фараону из вассальных царств сиро-палестинского региона. Эти письма написаны на особой разновидности аккадского языка, которая представляет собой кодирование ханааанейской речи посредством аккадских корневых и грамматических морфем. Они позволяют реконструировать языковую картину древнеханаанейских идиомов середины II тыс. до н.э.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предмет должен ознакомить студента с составом Амарнского архива, историей межгосударственных отношений в Амарнский период, научить переводить и интерпретировать письма, написанные на хуррито-аккадском диалекте и аккадо-ханаанейской аллоглоттографией.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент ознакомлен с основной литературой и источниками по теме, может самостоятельно проводить поиск необходимой информации. Владеет основными фактами, связанными с историей субдисциплины, занимающейся изучением Амарнского архива
  • Студент ознакомлен с основной литературой, посвященной письма вавилонского досье из амарнского архива. Способен самостоятельно прочесть и проанализировать клинописные тексты этой группы
  • Студент представляет историко-культурный контекст писем ЕА 15 и 16, способен самостоятельно прочитать и дать краткий комментарий к этим текстам
  • Студент имеет общее представление о специальной литературе, посвященной митаннийско-египетской царской переписке, способен самостоятельно осуществляет поиск научной информации, связанной с этим корпусом, может прочитать и перевести фрагменты некоторых текстов
  • Студент владеет историографией арцавских писем из Амарны, способен самостоятельно их прочитать и прокомментировать
  • Студент имеет представление об историографии и источниках по изучаемой теме, способен осуществлять самостоятельный поиск научной информации, связанной с EA 33-40, может прочитать и прокомментировать некоторые отрывки из этих писем
  • Студент знаком с научной литературой по данной части амарнского корпуса, представляет себе ее историко-культурный контекст, может самостоятельно разобрать некоторые письма
  • Студент владеет информацией об истории изучения "вассальной" корреспонденции из Амарнского архива, представляет себе структуру, хронологические и географические рамки этого корпуса, его основные лингвистические особенности, способен самостоятельно прочитать некоторые письма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История открытия, изучения и современное состояние исследований Амарнского архива
  • Вавилоно-египетская переписка в составе Амарнского архива
  • Письма из Ассирии в составе Амарнского архива
  • Митаннийско-египетская переписка на аккадском языке в составе Амарнского архива
  • Корреспонденция с Арцавой на хеттском языке в составе Амарнского архива
  • Переписка с Алашией в составе Амарнского архива
  • Переписка с Хеттским царством на аккадском языке в составе Амарнского архива
  • «Вассальная» переписка в составе Амарнского архива
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Работа на семинарах
  • 2024/2025 4th module
    0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
  • 2025/2026 2nd module
    0.5 * Работа на семинарах + 0.5 * Работа на семинарах
  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Работа на семинарах + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Huehnergard, J. (1998). A grammar of Amarna Canaanite. BASOR, 310, 59–77. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsram&AN=edsram.000215085

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Van de Mieroop, M. (2016). A History of the Ancient Near East, Ca. 3000-323 BC (Vol. Third edition). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1021678

Авторы

  • Архипов Илья Сергеевич
  • Коган Леонид Ефимович
  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Александров Борис Евгеньевич