2024/2025





Стратегическое мышление и стратегический анализ
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Маго-лего
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Беляков Алексей Геннадьевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина “Стратегический анализ” посвящена тематике стратегического анализа и стратегического менеджмента в современных компаниях из различных отраслей, а также стратегического мышления в целом, применительно как к стратегиям в бизнесе, так и к вопросам личных стратегий. В рамках дисциплины рассматриваются границы и задачи современного стратегического анализа и стратегического менеджмента, их место и роль в управлении и развитии компаний. Значительная часть дисциплины посвящена вопросам анализа внутренней и внешней среды компаний, вопросам разработки бизнес-стратегий в зависимости от условий функционирования компании, а также тематике их последующей реализации. В рамках дисциплины также рассматриваются вопросы корпоративных стратегий, управления портфелем, а также возможных ролей корпоративного центра. Отдельные разделы дисциплины посвящены таким вопросам, как возможные роли главных стратегов компаний, а также работе с внешними стратегическими консультантами
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины является развитие у студентов навыков стратегического мышления применительно как к бизнес-среде, так и за ее пределами, а также формирование понимания ключевых задач стратегического анализа и менеджмента в современных компаниях. К целям дисциплины относится освоение подходов, навыков и инструментов разработки стратегий для компаний, функционирующих в различных средах, в т.ч. – в условиях высокой конкуренции и непредсказуемости, и понимание всех составляющих процесса стратегического анализа и менеджмента в современных корпорациях – как по всему жизненному циклу стратегии, так и всей вертикали компании
Планируемые результаты обучения
- Владеет инструментами и методами анализа внутренней среды компании и использует их для проведения стратегического анализа компании и выявления и оценки эффективности стратегических альтернатив
- Владеет инструментами анализа макро- и микроокружения компании и методами отраслевого анализа, навыками проведения конкурентного анализа и использует их для разработки стратегии развития компании с учетом условий ее функционирования
- Владеет методами и инструментами формирования стратегических развилок и выбора оптимальных опций
- Владеет инструментами и методами разработки всех этапов бизнес-стратегий
- Владеет терминами и инструментарием корпоративных стратегий, вопросами управления многопрофильными корпорациями и их корпоративным центром, использует матричные методы для анализа и разработки предложений по управлению корпоративными портфелями
- Знает базовые понятия и модели стратегического менеджмента и умеет их применять для решения задач развития компании
- Владеет основными навыками стратегического мышления и их применения как в бизнес-среде, так и в человеческой жизни в целом
- Владеть основными навыками стратегического мышления и их применения как в бизнес-среде, так и в человеческой жизни в целом
- Понимать границы и структуру стратегического анализа и менеджмента в современных компаниях
- Уметь анализировать внутреннюю и внешнюю среды компании и синтезировать ключевые стратегические выводы из проведенного анализа
- Уметь формулировать стратегические развилки для компаний из различных отраслей, оценивать и выбирать оптимальные опции для стратегических развилок
- Уметь детализировать бизнес-стратегии, включая проработку всех релевантных и необходимых составляющих детализации
- Понимать различные подходы к описанию бизнес-моделей и уметь анализировать бизнес-модели компаний в различных отраслях
- Понимать основные этапы и задачи жизненного цикла бизнес-стратегий
- Понимать основные задачи и проблематику реализации бизнес-стратегий
- Понимать особенности корпоративных стратегий и управления портфелями компаний, а также понимать типовые роли корпоративных центров
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 2. Классический подход к разработке бизнес-стратегий, ключевые этапы, цели и задачи каждого этапа
- Раздел 3. Стратегическое мышление за пределами бизнес-среды
- Раздел 4. Бизнес-модели
- Раздел 5. Жизненный цикл бизнес-стратегии. Отдельные вопросы реализации бизнес-стратегий
- Раздел 6. Отдельные современные стратегические концепции
Элементы контроля
- Тест по стратегическому мышлению
- Эссе по стратегическому мышлению
- Тест по стратегическому менеджменту
- Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании»
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Групповой проект «Разработка бизнес-стратегии компании» + 0.15 * Тест по стратегическому менеджменту + 0.1 * Тест по стратегическому мышлению + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе по стратегическому мышлению
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бизнес-модели : 55 лучших шаблонов, пер. с англ., 2-е изд., 431 с., Гассман, О., Франкенбергер, К., Шик, М., 2017
- Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2024
Рекомендуемая дополнительная литература
- Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, пер. с англ. Е. Калинина ; науч. ред. О. Нижельская, 4-е изд., 715 с., Портер, М., 2016
- Построение бизнес-моделей, настольная книга стратега и новатора, пер. с англ. М. Куньевой ; ред. М. Савина ; дизайн А. Смит, 6-е изд., 287 с., Остервальдер, А., Пинье, И., 2016
- Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков : 16+, Ким, Чан В., Моборн, Р., 2019
- Эволюция теории стратегического управления, Катькало, В. С., 2009