Магистратура
2021/2022
Психоаналитическая патопсихология
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Чибис Виталина Олеговна
Прогр. обучения:
Психоанализ и психоаналитическое бизнес - консультирование
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Психоаналитическая патопсихология» являются: • ознакомление студентов с основными формами патопсихологии, выделяемыми в психоаналитической практике; • развитие понимания и усвоение основ психоаналитического подхода к помощи клиентам с различной структурой личности; • развитие способности проводить психоаналитическую диагностику; • обеспечение интеграции полученных знаний в практику психоаналитического бизнес-консультирования. В результате освоения дисциплины студент должен: • Знать основные формы патопсихологии, выделяемые в психоанализе; • Усвоить методы психоаналитической диагностики; • Уметь выделять патопсихологические феномены на практике и использовать полученные психоаналитические знания для помощи клиентам; • Уметь применять на практике психоаналитические этические нормы; • Иметь навыки самостоятельного использования психоаналитических концепций в практике ведения случаев. Знать: • критерии научности психологического исследования; • основные этапы проведения исследования в психологии; • критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; • различия между основными планами эмпирических исследований, достоинства и недостатки каждого плана; • особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; • основные принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; • этические принципы научных исследований и способы их реализации. Уметь: • находить, оценивать, выбирать и обобщать литературные источники для теоретического обзора; • формулировать проверяемые гипотезы; • выбирать исследовательский план, адекватный выдвинутым гипотезам; • оценивать, выбирать и разрабатывать психометрические инструменты для измерения латентных конструктов; • оформлять данные для количественного анализа и подбирать методы математического анализа, адекватные выдвинутым гипотезам; • выбирать методы качественного анализа, необходимые для проверки гипотез; • оформлять результаты количественных и качественных исследований в виде научных работ (согласно стандартам НИУ ВШЭ и Американской психологической ассоциации); • критически оценивать свои собственные и чужие исследования. Иметь навыки (приобрести опыт): • поиска и обобщения литературы для теоретических обзоров; • формулировки гипотез, подбора исследовательских планов и методов анализа данных для их проверки; • оформления данных для количественного анализа, применения количественных методов проверки гипотез и поиска связей в системе SPSS; • качественного анализа текста; • рецензирования (оценки качества) психологических исследований. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История и теория психоанализа», «Психоаналитическая диагностика личности и организаций». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Знать теоретические и практические основы психологического консультирования • Знать основы психологии личности и теории развития личности • Уметь анализировать научную литературу • Владеть на элементарном уровне базовыми навыками индивидуального психологического консультирования • Знать основы патопсихологии • Знать основы психоаналитической теории.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Психоаналитическая патопсихология» являются: • ознакомление студентов с основными формами патопсихологии, выделяемыми в психоаналитической практике; • развитие понимания и усвоение основ психоаналитического подхода к помощи клиентам с различной структурой личности; • развитие способности проводить психоаналитическую диагностику; • обеспечение интеграции полученных знаний в практику психоаналитического бизнес-консультирования.
Планируемые результаты обучения
- Задачи курса: • ознакомление с основными теоретическими и методологическими положениями отечественной патопсихологии; уточнение роли психолога в решении актуальных задач психиатрической клиники и специфики патопсихологического подхода к исследованию; с методиками, используемыми в патопсихологическом исследовании; ознакомление с основными вариантами нарушения ВПФ и методами их выявления; с закономерностями и механизмами нарушений психической деятельности при разных психических расстройствах.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел I. Общие представление и проблемы патопсихологии
- Раздел II. Патопсихологическая характеристика нарушений психической деятельности и свойств личности при различных психических расстройствах
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модульПорядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Патопсихология : учебник для бакалавров, Зейгарник, Б. В., 2013
- Психология, Выготский, Л. С., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Зейгарник Б. В. - ОСНОВЫ ПАТОПСИХОЛОГИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 367с. - ISBN: 978-5-534-04880-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-patopsihologii-438293
- Клиническая психология. Т.1: Общая патопсихология, , 2013
- Клиническая психология. Т.2: Частная патопсихология, , 2013