Магистратура
2021/2022
Методологический научно-исследовательский семинар
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Экономика и экономическая политика)
Направление:
38.04.01. Экономика
Кто читает:
Департамент прикладной экономики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Коссова Татьяна Владимировна,
Кузнецов Борис Викторович,
Шелунцова Мария Александровна
Прогр. обучения:
Экономика и экономическая политика
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Для студентов 1-го курса ОП «Экономика и экономическая политика» дисциплина «Методологический научно- исследовательский семинар» проходит в третьем-четвертом модулях и является обязательной. НИС реализуется на русском языке.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины являются: • получение систематизированного представления о современных направлениях исследования в экономической науке; • выбор предметного поля и обоснование предполагаемой темы дипломного исследования студента; • овладение основными навыками научного поиска (работа с библиотечными базами научной периодики, знакомство с основными базами статистических данных в изучаемой области, ведущими журналами, энциклопедическими и статистическими регулярными изданиями); • освоение навыков презентации научного исследования, оппонирования, ведения дискуссии.
Планируемые результаты обучения
- Выработка навыков формулирования темы исследования. Обоснования ее актуальности, а также мотивации исследования. Умения формулирования гипотез, применения экономических теорий для их обоснования.
- Знания об эмпирических методах исследования. Сравнение их характеристик и навыки применения.
- Навыки интерпретации результатов эмпирических исследований. Навыки презентации методологии и результатов научного исследования
- Навыки разработки и обоснования методологии исследования
- Навыки рецензрования и оппонирования научных исследований
- Представления об основных доступных базах статистических данных, которые могут пригодиться в работе над дипломным исследованием, их достоинствах и недостатках
- Студент может выбрать и обосновать тему дипломного исследования
Содержание учебной дисциплины
- Методология проведения научного исследования
- Научный поиск в исследовательской работе: статистические базы данных
- Выбор и применение эмпирических методов исследования
- Работа с библиотечными ресурсами НИУ ВШЭ
- Презентация методологии самостоятельного исследования
- Презентация и обсуждение результатов исследования
- Рецензирование и оппонирование методологии исследования в работах других коллег
- Курсовая работа и ВКР
Элементы контроля
- активность на семинарах
- выступления в качестве дискутанта по докладам
- доклад по научной статье
- Активность на занятиях
- Эссе
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.4 * выступления в качестве дискутанта по докладам + 0.4 * доклад по научной статье + 0.2 * активность на семинарах
- 2022/2023 учебный год 2 модуль0.5 * Эссе + 0.5 * Активность на занятиях
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Michael Alley. (2013). The Craft of Scientific Presentations : Critical Steps to Succeed and Critical Errors to Avoid: Vol. Second edition. Springer.
- Michael Alley. (2018). The Craft of Scientific Writing: Vol. Fourth edition. Springer.
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Эконометрика : учеб. пособие для вузов, Айвазян, С. А., 2010
- Эконометрика. Начальный курс : учебник для вузов, Магнус, Я. Р., 2001
- Эконометрика. Начальный курс, Магнус, Я. Р., 1997
Рекомендуемая дополнительная литература
- Forget, E., Sardoni, C., Setterfield, M., & Altman, M. (2003). Passion and Craft: Economists at Work. Review of Social Economy, 61(1), 111–114. https://doi.org/10.1080/0034676032000050266
- Kivunja, C. (2016). How to Write an Effective Research Proposal for Higher Degree Research in Higher Education: Lessons from Practice. International Journal of Higher Education, 5(2), 163–172. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1099810
- Min, C. K. (2019). Applied Econometrics : A Practical Guide. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2045438
- Грин, У.Г. Эконометрический анализ. Кн. 1 / У. Грин ; пер. с англ. ; под науч. ред. С.С. Синельникова, М.Ю. Турунцевой. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 760 с. - (Академический учебник). - ISBN 978-5-7749-1157-8. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1043304