• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практика экстрабилити в инклюзивной культуре

ФИО студента: Шлеина Елизавета Сергеевна

Руководитель: Заиченко Людмила Игоревна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2026

Работа выполнена в исследовательском жанре. Исследовательская цель работы: (1) выявить те убеждения и практики, из которых рождается феномен экстрабилити; (2) определить место этих практик внутри института инклюзии в России сегодня. Прикладная цель работы – дополнить концепцию «экстрабилити» данным эмпирическим кейсом и более четко очертить ее рамки. Данная работа использует качественную методологию. Основным методом сбора данных послужили полу-структурированные интервью с двумя целевыми группами: (1) руководителями организаций, использующих практики экстрабилити, и (2) инвалидами, включенными в эти практики. Для ответа на поставленные исследовательские вопросы был использован качественный контент-анализ. На основе эмпирических данных в работе описаны ценности и убеждения, которые больше всего направляют практику экстрабилити в реальной жизни людей с инвалидностью; выявляется, что приобретается инвалидами благодаря практикам экстрабилити; так же выявляются основные условия среды, необходимые для реализации экстрабилити; как и ресурсы и ограничения, которые предлагает институт инклюзии при реализации экстрабилити. В ходе работы было выявлено, что экстрабилити позволяет развивать уникальные навыки, которые помогают людям с инвалидностью успешно социализироваться и реализовывать свой потенциал. Исследование позволило выделить новые смысловые категории для описания этого феномена, а также выявить главные барьеры для его системного развития: высокую концептуальную неопределенность самого понятия «экстрабилити» и острый дефицит методик для наставников. Выводы работы могут быть использованы для разработки методических материалов для специалистов, корректировки образовательных программ, а также для формирования предложений по изменению государственной политики в сфере инклюзии с целью перехода от модели компенсации к модели развития уникального потенциала. Магистерская диссертация выполнена на 86 страницах машинописного текста, включая одно приложение и 9 таблиц, и сопровождается эмпирическими данными. Библиографический список используемых в работе источников насчитывает 53 наименования. Ключевые слова: ЭКСТРАБИЛИТИ, ПРАКТИКА ЭКСТРАБИЛИТИ, ИНВАЛИДЫ, ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ