• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семейные ценности в образовательном поведении младших и старших школьников

ФИО студента: Окуев Али Хаважиевич

Руководитель: Баронене Светлана Геннадьевна

Кампус/факультет: Санкт-Петербургская школа социальных наук

Программа: Управление образованием (Магистратура)

Год защиты: 2026

Выпускная квалификационная работа посвящена исследованию взаимосвязи семейных ценностей на образовательное поведение школьников младшего и старшего возраста на примере Чеченской Республики. Предметом исследования выступают семейные ценности как система устойчивых ориентиров, определяющих воспитательные практики и образовательное поведение учащихся. Цель работы заключалась в выявлении и систематизации механизмов взаимодействия семейных ценностей на учебную деятельность и школьное поведение детей, а также в определении специфики взаимодействия в условиях чеченского культурного кода. В первой главе уточнены ключевые понятия («семейные ценности», «установки», «нормы и практики», «образовательное поведение», «дисциплинированность», «социокультурный контекст», «чеченский культурный код») и рассмотрены теоретические подходы: культурно-историческая психология, концепция социального капитала семьи, экологическая модель развития, семиотическая перспектива. Выявлено, что в младшем школьном возрасте ключевыми ценностями являются ответственность, дисциплина и уважение, а в старшем – самостоятельность, самореализация и религиозно-нравственные ориентиры, которые трансформируют традиционные ценности, но не отменяют их. Вторая глава содержит описание авторского эмпирического исследования, построенного на смешанном дизайне. Качественный этап включал фокус-группы с педагогами и родителями, позволившие выявить локальное содержание ценностей и воспитательных практик. Количественный этап представлен анкетированием учащихся 2–4 и 9–11 классов и их родителей, что обеспечило возможность проверки связей между семейными ценностями, воспитательными практиками и компонентами образовательного поведения (регулятивным, учебно-познавательным, социально-коммуникативным). Полученные результаты подтвердили, что семейные ценности, реализуемые через конкретные воспитательные практики (режим, договоренности, поощрение усилий), связаны с образовательным поведением учащихся. Для младших школьников решающим фактором является поддержка дисциплины и режима, для старших – сочетание ценностей самостоятельности и чести с личной ответственностью за образовательную траекторию. Новизна исследования заключается в операционализации пяти доменов семейных ценностей применительно к школьному контексту Чеченской Республики и в выявлении механизмов согласования традиционных норм с современными требованиями федеральных образовательных стандартов. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов при разработке школьных программ воспитательной работы, учитывающих национально-культурную специфику. Объём работы составляет 101 страницу. Работа содержит 17 таблиц, 1 рисунок и 4 приложения. Список литературы включает 46 источников. Ключевые слова: СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ, СТАРШИЕ ШКОЛЬНИКИ, СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, САМОРЕГУЛЯЦИЯ, ЧЕЧЕНСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ КОД, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ, ДИСЦИПЛИНА, САМООРГАНИЗАЦИЯ, КОЛЛЕКТИВИЗМ, ЧЕСТЬ.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ