• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политический фрейминг в процессе принятия решений (на примере регулирования биотехнологий в ЕС)

ФИО студента: Новиков Александр Александрович

Руководитель: Бусыгина Ирина Марковна , Мельвиль Андрей Юрьевич , Мельвиль Андрей Юрьевич

Кампус/факультет: Факультет прикладной политологии

Программа: Бакалавриат

Оценка: 8

Год защиты: 2014

Исследовательская работа рассматривает явление политического фрейминга во время процесса принятия решений (policy making) на примере кейса регулирования биотехнологий в Европейском Союзе в 1980-2000х годах. В центре изучаемого кейса лежит противостояние между сторонниками «экономического» (превентивная модель) и «экологического» (проактивная модель) подходов к регулированию биотехнологий, развернувшееся внутри Европейской Комиссии между генеральными директоратами по развитию индустрии и защите окружающей среды. Данный период характеризовался сильными и резкими сдвигами в выработке политического курса, его непостоянством, несмотря на высоко институционализированную среду – это является проблемой нашего исследования. Целью данного исследование является оценка роли политического фрейминга во время принятия решений. Чтобы достичь данной цели, мы ставим следующие задачи:1.Изучить существующую литературу по предметам policy making и политического фрейминга;2.Описать теорию прерывистого равновесия (PET)3.Проанализировать особенности принятия решений в ЕС и роль Комиссии;4.Рассмотреть кейс регулирования биотехнологий в ЕС;5.Выделить фреймы конкурирующих интересов;6.Сформулировать возможные факторы влияния на policy making в ЕС;7.Построить схему процесса проведения политического курса;8.Обозначить роль политического фрейминга в процессе принятия решений.Для объяснения роли фрейминга в процессе принятия решений использовалась теория прерывистого равновесия (Punctuated Equilibrium Theory). Данный теоретический подход связывает резкие изменения политического курса с ограниченной рациональностью органа, принимающего решения, проблемами внутренней координации и распределением информации. Последнее объединяет данный теоретический подход с теорией политического фрейминга. Политический фрейминг (policy framing) – это акцентирование внимание лиц, принимающих решение на отдельной стороне политической проблемы с целью управления повесткой дня и принятия наиболее выгодного решения. Принимая во внимание фактор ограниченной рациональности – неспособность органа, принимающего решения, одновременно оценить вопрос с разных точек зрения – фрейминг способен менять структура предпочтений акторов.Чтобы проанализировать роль политического фрейминга, мы подробно рассмотрели изменения в курсе биотехнологического регулирования и фрейминг альтернатив директоратами. В результате работы мы пришли к следующему выводу: постановка на повестку дня нового измерения политического вопроса (т.е. фрейма) может изменить расстановку сил и исход принятия решения при том, что институциональная структура и набор акторов внутри политической системы не изменятся. Институты ЕС, ответственные за принятие предлагаемых Комиссией директив (Парламент и Совет), будучи неспособными оценить политическую проблему регулирования со всех ракурсов ввиду ограниченной рациональности, вынуждены были воспринимать ее исходя из предложенных им фреймов. Привнесение нового измерения (рефрейминг) в спор о регулировании биотехнологий генеральным директоратом по защите окружающей среды - защиты прав потребителей - лишило сторонников "экономического" подхода средств аргументации. Таким образом, можно говорить о роли политического фрейминга в процессе принятия решений: фрейминг может быть использован в качестве инструмента политической борьбы для продвижения интересов.Из проделанной работы можно вывести одно важное следствие: нельзя говорить о том, что позиции всех акторов по некоторому вопросу четко зафиксированы. Данный факт предлагает обращать более пристально внимание на возможность изменения предпочтений акторов, принимающих решения, в случае рефрейминга политического вопроса. Например, при формальном моделировании парламентских голосований следует учитывать фрейм, используемый инициатором голосования. Так, голосование по одному и тому же с точки зрения изменений в законодательстве вопросу может привести к разным результатам в зависимости от выбранного фрейма при постановке вопроса на повестку дня.

Текст работы (работа добавлена 17 мая 2014 г.) (152.33 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ