• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трансформация мифа о "светлом будущем" в российской и западной экранной культуре в 2000-х гг.

ФИО студента: Волошинова Мария Владимировна

Руководитель: Новикова Анна Алексеевна

Кампус/факультет: Факультет медиакоммуникаций

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p>Данное исследование стало результатом размышлений о повышении предложения образов будущего в кино в начале 2000-х годов и качестве этих образов. Его целью было определение тенденций &laquo;нового&raquo; будущего в фильмах &laquo;Голодные игры&raquo; и &laquo;Голодные игры: И вспыхнет пламя&raquo; как в наиболее популярных, содержащих отсылки к истории и, среди прочего, потому визуализирующих наиболее реалистичный сценарий будущего. Для того, чтобы оправдать выбор примера для выявления трендов в изображении будущего, была проведена предварительная работа по изучению процесса трансформации в российской и западной культурах образа будущего, существовавшего в них с самого начала форме религиозной утопии (Эдема, Царства Божьего), а к настоящему моменту окончательно утвердившегося в форме антиутопии в формате западных фильмов. Итак, автор исследования поставил следующие задачи:</p><ul><li>Установить природу феномена утопии и ее особенности;</li><li>Проследить генезис и особенности развития утопической мысли в западной и российской культурах, провести их сравнение;</li><li>Изучить образы будущего в популярном кино, типизировал их;</li><li>Конкретизировать специфические черты современного изображения образа будущего на большом экране на примере фильмов &laquo;Голодные игры&raquo; и &laquo;Голодные игры: И вспыхнет пламя&raquo;.</li></ul><p style="margin-left:18.0pt;">Структура работы соответствует задачам исследования.</p><p style="margin-left:17.85pt;">В соответствии с задачами была подобрана методология исследования: историко-генетический метод, в рамках которого были использованы метод сравнительного анализа (для изучения и сравнения путей развития утопии в России и на Западе), метод обобщения (для выявления и обобщения типичных образов будущего в кино) и метод индукции (для изучения кинематографических концепций утопии, выявления в них общих существенных признаков, приведение данных признаков к общему знаменателю, который служит основой для анализа образа будущего в блокбастерах &laquo;Голодные игры&raquo;).</p><p>В ходе изучения истории феномена утопии было установлено, что до определенного времени жанр утопии развивался на Западе и в России параллельно. Однако, существенные расхождения взяли начало в XX&nbsp; веке, когда на Западе антиутопия сначала утвердилась в литературе, после чего шагнула на большой экран, а в России сначала чуть уступила место антиутопии в свете революции, а затем почти на полвека исчезла, как компрометирующая советскую идеологию достигнутого коммунистического рая.</p><p>В следующей части были типизированы киноленты о будущем на основании выборки, составленной&nbsp; по результатам опроса молодых людей от 21 года до 30 лет. Типичными оказались проблемы, которые легли в основу сюжета, &ndash; всего 6: взаимодействие расы людей с новыми расами; истощение природных ресурсов; предотвращение войны и сохранение мира; борьба со смертельными болезнями, выживание; деградация человека/общества и примитивизации человеческого интеллекта; проблема самоопределения.</p><p>Недавно в прокат вышел фильм &laquo;Дивергент&raquo; &ndash; первая часть трилогии о будущем, очень похожей на &laquo;Голодные игры&raquo; по ряду параметров: главный герой &ndash; девушка (тренд &ndash; феминизация жанра); сюжет основан на возвращении деспотичного режима и тотального контроля, исчезновении свободы и выбора; в фильме присутствует любовная линия со счастливым концом; наконец, сценарий описанного будущего реалистичен. Можно утверждать, что феноменально популярная франшиза &laquo;Голодные игры&raquo; на продолжительное время определила новые&nbsp; тренды в жанре антиутопии на большом экране.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ