• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тема миграции и мигрантов в российских СМИ: образ «чужого» и проблема информационной объективности

ФИО студента: Базина Елена Сергеевна

Руководитель: Архангельский Александр Николаевич

Кампус/факультет: Факультет медиакоммуникаций

Программа: Бакалавриат

Оценка: 10

Год защиты: 2014

<p>Глобальная миграция &mdash; один из главных вызовов, стоящих сегодня перед журналистским сообществом. Стремительный и массовый характер перемещений, а также технологическое развитие медиа приводят к тому, что каждый медийный текст оказывается репликой в процессе глобальной межнациональной коммуникации. В этой ситуации обостряется проблема профессиональной ответственности и информационной объективности. Для России &mdash; второго по величине иммиграционного государства &mdash; вопрос толерантного отношения к &laquo;другому&raquo; очень чувствителен.</p><p>Данная работа посвящена изучению образа миграции и мигранта, представленного в российской прессе. В исследовании анализируются основные причины той или иной позиции, занимаемой редакцией издания по отношению к представителям других национальностей, изучаются основные тенденции поведения российских СМИ в освещении миграционной тематики.</p><p>Работа состоит из трех частей. Первая глава представляет собой краткий обзор истории изучения миграционных вопросов и основных подходов к исследованию влияния медиа на процессы глобальной миграции. Вторая глава посвящена описанию специфики миграционных процессов в России в выбранные для анализа временные отрезки: рассмотрены основные причины роста или падения миграционной активности, направления миграционных потоков, их социально-демографические характеристики, особенности миграционной политики и отношение общественного мнения к приезжим. Третья глава содержит результаты мониторинга российской прессы.</p><p>В исследовании рассмотрены три основных направления взаимодействия медиасреды и миграционных процессов. Во-первых, под действием медиа потенциальные мигранты принимают решение о переезде и выбирают направление своего перемещения. Во-вторых, медиа становятся главным инструментом коммуникации между сообществами мигрантов и коренным населением, между мигрантами и их друзьями и родственниками, оставшимися на родине. С появлением социальных сетей эта функция особенно актуализируется. В-третьих, формируя повестку дня и конструируя особую медиарельность, СМИ создают и образ мигранта, который определяет отношение принимающего общества к приезжим.</p><p>В работе выделены основные поворотные моменты создания того образа мигранта, который демонстрируют сегодня российские СМИ. Ключевое значение для формирования отношения к &laquo;другим&raquo; сыграл распад Советского Союза и его последствия. В этот период в медиа появляется положительный образ русского беженца, вызывающий сочувствие и сострадание, и отрицательный образ его угнетателей &mdash; титульных наций бывших советских республик. По прошествии десяти лет образ беженца практически исчезает со страниц российских газет. На смену ему приходит образ мигранта из стран СНГ, который либо связан с криминальными группировками, либо попадает в рабское положение, занимаясь изнурительным трудом за небольшие деньги.&nbsp;</p><p>В свою очередь, республики Северного Кавказа, входящие в состав России, воспринимаются как рассадники терроризма. Регион упоминается в контексте гибели молодых русских солдат и в связи с большими финансовыми затратами.</p><p>Сегодня антимиграционные настроения, сформированные, в том числе и под действием медиа, превратились в объективную реальность. СМИ приходится транслировать откровенно националистические заявление как позицию своих героев. Вынуждены медиа освещать и антимиграционные митинги и акции протеста, которые участились в последнее время. На страницах российской прессы &laquo;Бирюлево&raquo; превратилось в имя нарицательное.</p><p>Примечательно, что в последние годы откровенно антимиграционных материалов в проанализированных нами медиа практически нет. Абстрактный процесс миграции признается российскими СМИ необходимым и, скорее, положительным. В то же время мигранты как представители других национальностей, религиозных исповеданий и культур оцениваются отрицательно.&nbsp;</p>

Текст работы (работа добавлена 26 мая 2014 г.) (556.00 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ