• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эволюция "образа" страшного в американских фильмах ужасов

ФИО студента: Тихончук Дарья Глебовна

Руководитель: Чумакова Варвара Павловна

Кампус/факультет: Факультет медиакоммуникаций

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

Выполнила: Тихончук Дарья ГлебовнаНаучный руководитель: Чумакова Варвара Павловна, преподавательАннотация к магистерской диссертации на тему:«Эволюция образа «страшного» в американских фильмах ужасов»Животное и «животное» в человеке, как правило, боится определенных вещей, угрожающих его существованию, и это называется реальным страхом. Однако человек, благодаря развитому мозгу, рождает в своем воображение помимо реальных страхов еще и мнимые. Оба этих страха получили свое отражение и в киноискусстве. Жанр фильм ужасов появился практически одновременно с зарождением кинематографа и продолжает развиваться и сегодня. Фильмы ужасов можно назвать неотъемлемой частью американской массовой культуры, формировавшейся в основном в США. Именно поэтому многие соотносят каноны жанра именно с американскими фильмами ужасов. Целью исследования является выявление и подробное описание эволюции образа «страшного» в американских фильмах ужасов.Для достижения поставленной цели, автор ставит следующие исследовательские задачи: •Определить понятие «страшного» в психологии •Определить место и роль «страшного» в культуре•Обозначить границы жанра фильма ужасов, его основные черты•Периодизировать историю американских фильмов ужасов •Классифицировать образы «страшного» в американских фильмах ужасов•Выявить элементы киноязыка, по которым будет проведен анализ американских фильмов ужасов•Проанализировать лучшие американские фильмы ужасов, начиная с 1920-х годов по 2000-е и выявить закономерности в трансформации образа «страшного»В ходе исследования были использованы следующие научные методы: •теоретические (общенаучный метод периодизации, метод классификации и историко-генетический анализ)•эмпирические (анализ документов и анализ конетента-фильмов) Эмпирическая база исследования состоит из 64 американских фильмов ужасов.Автор исследования считает, что гипотезу о том, что со временем образ «страшного» в американских фильмах ужасов эволюционировал от преобладания реальных страхов к преобладанию нереальных страхов, можно считать не подтвердившейся. Автор приходит к выводу, что образ «страшного» в американских фильмах ужасов эволюционировал не линейно, а скачкообразно. Нереальные страхи доминировали в первом (1920-1930-е г.) и во втором (1940-е г.) периоде. Однако прослеживается их спад в третьем периоде (1950-1960-е г.) и возрастание американских хорроров с реальными страхами. В четвертом периоде (1970-1980-е г.) впервые фильмы с реальными страхами и фильмы с реальными и нереальными страхами преобладают над количеством нереальных страхов. В пятом периоде (1990-е г.) нереальные страхи имеют самый низкий показатель. Но последний, шестой период (2000-е годы), также как и первый, представлен в большей степени фильмами, которые отражают нереальные страхи. Доказав, что человеку присущи два вида страха рациональный и иррациональный, и проанализировав эволюцию концепта «страха», начиная с первобытных времен до сегодняшнего времени, автор делает вывод о том, что общество, стремясь к рационализации жизни, на протяжении многих веков вытесняло свои страхи в область бессознательного. Именно поэтому образ «страшного» во все периоды представлен большим количеством фильмов ужасов, отражающих нереальный страх и только в 1970-1980-е годы и в 1990-е годы фильмы с реальными страхами составляют конкуренцию хоррорам с нереальными страхами. В связи с особенностями жанра все образы страшного как правило выражены явно безобразными визуальными образами, либо явно безобразными в сочетании с не явно безобразными визуальными образами.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ