• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факторы потребительского спроса на услуги интернет магазинов (на примере рынка мобильных телефонов)

ФИО студента: Панарин Олег Владимирович

Руководитель: Карачаровский Владимир Владимирович

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

ВведениеМаркетологи едины во мнении, что главное для успешной продажи товара - это понять своего потребителя, кто он, что для него важно, доволен ли он предоставленным вами продуктом, наилучшим ли образом он удовлетворяет всем его требованиям.В связи с этим мое исследование является актуальным, так как российский рынок интернет торговли развивается крайне быстро (статистика представлена далее), но мнению большинства экспертов развивается крайне бессистемно (слабые места российского рынка интернет торговли проанализированы ниже).Систематизация хода развития данного рынка и является целью моей работы. Анализ поведения потребителя поможет выявить важность для него разных факторов, что является крайне важной информацией, непредставленной в научном знании о российском рынке и крайне нужной исследователям и бизнесменам.В связи со всеми вышеуказанными целями, данная работа посвящена изучению рынка телефонов (причины выбора рынка изложены ниже) с выборкой состоящих из студентов «топовых» вузов экономической направленности (для данной цели были взяты экспертные оценки качества образования в различных вузах ), но используемые методы универсальны и не нуждаются в значительном изменении для применения для другой выборки и для другого продукта.В России до недавнего времени рынок обычных магазинов воспринимался как абсолютный монополист в вопросе реализации товаров. Только совсем недавно заговорили о рынке интернет магазинов, как конкурента обычным магазинам. В первую очередь возможность этого признания онлайн магазинов как игрока ритейл рынка, с которым нужно считаться, связано с необыкновенными темпами роста рынка онлайн магазинов. (статистика представлена в части «Статистика»).Но легко заметить, что отсутствие в России научного знания о факторах выбора между обычными магазинами и интернет магазинами является большой проблемой, как для теоретиков, так и для практиков. Эта работа должна увеличить научное знание в этой области. Безусловно, накоплен большой объем научных знаний о факторах выбора конкретного обычного магазина из ряда обычных магазинов, есть исследования по изучению выбора между конкретными интернет магазинами, особенно много исследований в обеих областях для конкретных торговых марок, но отсутствует научное знание о факторах выбора между интернет магазинами и обычными магазинами.Законен вопрос, что даст наличие такого знания, которое будет добыто моей работой?1) Наличие такого знания даст возможность и базу для более глубокого исследования данного вопроса том числе методами микроэкономики, теории игр и т.д. Это даёт возможность определиться с направлением, в котором наиболее вероятно следует двигаться в исследовании. Часто этот этап игнорируют, и это приводит к провалу исследований, в которые вкладывают значительные финансовые и временные ресурсы 2) Безусловно, данное знание необходимо предпринимателям. Сейчас вопрос выбора между онлайн и обычными магазинами актуален как для мелкого, так и для крупного бизнеса. Мелкий бизнес выбирает, в какой форме ему открываться в формате обычного магазина или онлайн магазина. Перед крупным ритейл бизнесом в подавляющем большинстве случаев стоит другой вопрос - выходить ли параллельно на рынок интернет торговли или нет (большое количество классический ритейлеров решает параллельно основной модели бизнеса ввести интернет-магазин, «Белый ветер цифровой», «Эльдорадо» и др.). Но чаще всего это решение не базируется на глубоком анализе, что приводит к уменьшению уровня цен (чаще всего исходят из того, что единственное требование к онлайн магазину - сравнительно меньшая цена), без увеличений продаж (клиенты, которые до этого покупали в этом же магазине в оффлайне, начинают покупать онлайн, а новые покупатели практически не привлекаются, хотя это, как правило, основная цель открытия).онлайн магазина3) Потребители тоже заинтересованы в наличии такого знания. Если будет присутствовать такое знание и рынок будет более структурирован, то ему будет легче выбрать для себя более удобный метод покупки. Мой анализ же позволит увеличить эффективность решений выбора способа реализации (обычный магазин или онлайн) под свои методы конкурентные преимущества и после этого позволит определить наиболее важные направления улучшения свойств магазина. Проанализировав относительную важность факторов для потребителей и свое конкурентное преимущество, фирма сможет выбрать для себя стратегию и улучшить свои финансовые показатели.И так, говоря о самом исследовании:Объектом изучения являются потребители во время совершениия ими покупки телефона..Цель — выявить факторы потребительского выбора между физическими и онлайн магазинами и их значимость для потребителя..Задачи исследования:1)Определение ключевых типов ритейлеров и их классификация.2)Определение факторов, влияющих на потребительский выбор.3)Формирование методов сравнительной оценки важности факторов и формирование информационной базы для данной оценки4)Проведение анализа сформированной информационной базы и интерпретация полученных данных, базируясь на изученной теории.Выбор рынков:Выбор рынков обусловлен следующими факторами:1.Интернет рынок торговли электроникой, основой которого являются, торговля телефонами имеет один из наибольших темпов роста среди всех рынков интернет торговли (статиста представлена далее).2.В связи с тем, что телефон является крайне важным предметом для человека в наши дни, то взвешивание альтернатив происходит вдумчиво и, как правило, тщательно. 3.Частота покупок не так мала, чтобы покупатель не смог сравнить покупки в обычных магазинах с покупками в онлайн магазинах. Кроме того, покупки мобильного телефона производятся не так часто, чтобы не помнить условия каждой покупки. Глава 1.Теоретическая часть1.1Значимость влияния интернета на рациональность потребителяГоворя об увеличении интернет торговли, интересно проанализировать влияние онлайн магазинов на рациональность потребителей. Увеличивает ли такой магазин рациональность покупки? Это сложный вопрос и однозначного ответа на него нет.А действительно ли интернет на нее влияет? С одной стороны, рациональность увеличивается, благодаря тому, что потребитель имеет доступ к куда более полной информации о продукте. До появления интернета потребитель имел доступ только к информации от продавца, собственному опыту покупок и опыту покупок знакомых.Появление же интернета расширило список источников информации следующими элементами:1.Опыт других интернет пользователей, описавших его в чатах.2.Информацию обо всем обилии продуктов представленных на рынках.3.Мнение экспертов о разных продуктах. (Многие эксперты ведут бесплатные блоги, чтобы увеличить свою известность.)4.Не стеснённый этикетом (неудобно задавать какой-либо вопрос и т.д., можно изучить информацию без стеснения)На практике, до появления интернета, как потребитель мог наиболее рационально и обдуманно подойти к покупке товара?В первую очередь, он мог опросить своих знакомых, о том покупали или слышали ли они о данном товаре, потом он мог получить информацию от продавца, может спросить других покупателей магазина о наличии у них той или иной информации, прочитать в существующих на тот момент средствах массовой информации (газеты, журналы, телевидении). Чем же плохи эти источники информации? Вышеуказанные средства массовой информации преследуют цель максимизации прибыли, что достигается путем размещение дорогой рекламы (в том числе по причине высоких фиксированных издержек), либо размещение другого вида рекламы, например, скрытой, проплаченные рекламные статьи. То есть, газеты далеко не всегда выступают в качестве рационализатора потребителя. Как мы видим это более чем ограниченный и можно сказать крайне узкий круг инструментов.В связи с этим, продавцу легко ввести покупателя в заблуждение, так как он либо не имеет другого источника информации о товаре (часто среди круга людей, с которым проконсультировался покупатель, так и не находится кого- либо кто смог бы предоставить информацию), либо ее у покупателя крайне мало, либо она есть, но уже искаженная продавцом (из рекламы, полученной до этого).Как же это выглядит сегодня?Сегодня потребитель при желании может добыть любую информации о товаре. К его услугам мнения сотен миллионов людей, которые с удовольствием предоставляют информацию о своём опыте покупок товара, миллионы логгеров и независимых экспертов, которые подробно изучают отдельные рынки и предоставляют их выводы относительно оптимального для покупки блага (в данном случае телефона). В таком случае, снимается барьер отсутствия информации, и продавцу становится крайне сложно обмануть покупателя, предоставив ему неправдоподобную информацию. Казалось бы, вышесказанное однозначно подводит нас к выводу, что интернет увеличивает рациональность потребителя, но это не совсем так.Но действительно ли интернет воздействует на человека. Многие считают, что нет, они полностью самостоятельны в выборе и средства массовой информации не как на них не влияют. Так влияют ли средства массовой информации на человека и на его рациональность в частности?В качестве ответа на этот вопрос можно привести выводы Маршалла Маклюэна . В своих исследованиях он пришел к выводам, что облик культуры определяется господством того либо иного средства информации . По мнению Маклюэна, выраженного им в книге «TheMediumistheMassage:AnInventoryofEffects», это по-настоящему революционный вывод. Но не менее интересно как он пришёл к этому выводу. Маклюэна выделили 4 эпохи. В начале, по его мнению, была эпоха до письменного варварства, далее шло тысячелетие фонетического письма, за ней следовала «Гутенберговая галактика», представляющие из себя пять сотен лет печатной техники и, наконец, финальная, современная «глобальная деревня», электронная цивилизация.Но чем же отличаются все эти эпохи и чем в них отличались люди? Для понимания этих изменений давайте пойдём по порядку:1.В эпоху дописьменного варварства, люди жили в племенах, и преобладающим видом коммуникации был оральной способ передачи информации. Единство и единообразие - вот основа того общества. Все недостатки личного общения личное общение как абсолютное единственный способ общения накладывал ряд ограничений на развитие общества и науки.2.Ситуация начала меняться при изобретении фонетического алфавита и начала его использования в качестве средства активной коммуникации. Энергия, высвобожденная этим изобретением, смогла подорвать основы общинного единства и дала, по мнению Маршалла, основу для появления личности.Основой для этого изменения стала смена способа передачи знания, с устного на письменный. Данное смена дала индивиду возможность отделиться от общества и способствовала зарождению у него личной ответственности. Но, тем не менее, на пути развития человека всё еще были крайне сильные ограничения, так как письменность не обладала необходимым ресурсом для действительно массового распространения знания.Сильнейшим прорывом в решении этой проблемы было изобретение в 15 веке печатного станка. Универсализация распространения информации стала основой для универсализации распространения знания. Теперь стало возможно передавать информацию большой аудитории без визуального и звукового контакта. Данное изобретение также крайне сильно отделило индивида от группы, к которой он принадлежит исторически.Типография, производящая стандартно воспроизводимый товар с использование механизированных процессов явилась основой массового распространения знаний.Следующим в последовательности Маршалла и, по мнению многих

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ