• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Менторство в процессе коммерциализации инновационных проектов

ФИО студента: Грищева Кристина Дмитриевна

Руководитель: Шубнякова Наталья Геннадьевна

Кампус/факультет: Факультет менеджмента (Нижний Новгород)

Программа: Магистратура

Оценка: 10

Год защиты: 2014

<p>Идея &laquo;институализировать&raquo; менторское движение и&nbsp;сформировать правила игры уже вполне созрела среди участников российского инновационного сообщества. Этому свидетельствует некоторые&nbsp; факты, например, &nbsp;ОАО &laquo;РВК&raquo; намерена разработать специальную программу сертификации экспертов, а&nbsp;также наладить партнерство с&nbsp;Ассоциацией независимых директоров, которая, возможно, станет &laquo;поставщиком&raquo; менторов.</p><p>В 2011 году было проведено исследование инновационных компаний, результаты которого показали, что для 2/3 респондентов наиболее востребованными являются услуги по продвижению компании, для 43,3 % &ndash; услуги продвижения продукта компании. Это говорит о том, что эти задачи своими силами компании решить не в состоянии. При этом услуги, связанные с обеспечением производственной деятельности компании, представляют интерес для меньшей группы опрошенных. Следовательно, сотрудники малых инновационных предприятий являются экспертами в области техники и производства, но им не хватает навыков в других аспектах ведения бизнеса (маркетинг, юридическое обеспечение, кадровое обеспечение, финансовое обеспечение). Вследствие чего можно сделать логический вывод о необходимости предоставления данных услуг инновационным проектам другим способом. Новым способом взаимодействия инновационных компаний с целью продвижения компании и ее продукта может стать менторство. Таким образом, актуальность работы базируется на потребности компаний в консультациях ментора и намерении государства организовать систему менторства.</p><p>Цель работы &ndash; разработать алгоритм формирования пула менторов для бизнес-инкубатора.</p><p>В данной работе была&nbsp; исследована теоретико-методологическая база процесса менторства, основывающаяся на зарубежном&nbsp; и российском опыте, выявлена роль менторства в системе инкубирования инновационных проектов, рассмотрена история развития менторства как в России, так и за рубежом. Также широко рассмотрено понятие менторства, функции, которые включает в себя это понятие и отличие его от схожих терминов &laquo;коучинг&raquo; и &laquo;консалтинг&raquo;, в работе указаны преимущества менторства в развитии инновационного проекта, как со стороны протеже, так и со стороны наставника. Также в работе поэтапно расписаны процесс определения потребности в менторе и подготовка к взаимодействию с ним. Была составлена типология зарубежных программ взаимодействия с ментором.</p><p>Нами был составлен алгоритм формирования пула менторов, который включает в себя пять основных этапов:</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Выявление потребностей</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Поиск менторов</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Формирование пула ментора</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Распределение команд проектов</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Первая встреча ментора и команды проекта.</p><p>Также в работе были выявлены критерии для алгоритма составления пула менторов. Анализ критериев, которым ментор должен отвечать показал, что основные характеристики ментора при его принятии в различные программы инкубирования проектов охватывают семь основных областей:</p><p style="margin-left:54.0pt;">1.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; образование;</p><p style="margin-left:54.0pt;">2.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; опыт;</p><p style="margin-left:54.0pt;">3.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; возраст;</p><p style="margin-left:54.0pt;">4.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; количество консультаций;</p><p style="margin-left:54.0pt;">5.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; степень вовлеченности в процесс;</p><p style="margin-left:54.0pt;">6.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; статус ментора в настоящий момент;</p><p style="margin-left:54.0pt;">7.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; результаты в бизнесе.</p><p>На основе выявленных критериев было проведено исследование в формате полуструктурированного интервью. Интервью проводилось среди резидентов ГУ &laquo;Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор&raquo;, выборка составила 17 человек. Исследование проводилось на предмет выявления наиболее важных критериев при формировании пула менторов, а также предпочтительности вариантов данных критериев.</p><p>По итогам проведенного исследования были получены следующие данные. Ментор, претендующий работать с командами проектов должен обладать следующими критериями:</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; экономическое или техническое высшее образование;</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; успешный опыт ведения бизнеса;</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; возраст от 30 до 50 лет;</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; возможность уделять команде проекта небольшое количество времени при частых встречах;</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; умение определять основные направления деятельности компании;</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; действующий предприниматель либо консультант с успешным опытом предпринимательской деятельности;</p><p style="margin-left:64.35pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp; наличие в собственности либо опыт владения средним бизнесом.</p><p>Практическая значимость работы &nbsp;заключается в применении систематизированных в ней теоретических данных и изложенных результатов анализа практического опыта систем взаимодействия менторов и команд проекта.&nbsp; Разработанный алгоритм составления пула менторов может быть использован для организации программы менторства в ГУ &laquo;Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор&raquo; в частности и в другие бизнес-инкубаторы области и страны, в общем.</p>

Текст работы (работа добавлена 28 мая 2014 г.) (313.45 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ