• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальная ответственность бизнеса в России: приоритеты и перспективы

ФИО студента: Дзлиев Ислам Ахсарбекович

Руководитель: Сидорина Татьяна Юрьевна

Кампус/факультет: Факультет экономических наук

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<h1>В настоящее время корпоративная социальная ответственность (КСО) &ndash; реалия, прочно вошедшая в обиход как представителей науки управления, так и менеджеров любого уровня. Государственные органы, общественные формирования и представители СМИ довольно часто призывают компании к ответу за те экономические, социальные, экологические и иные последствия, которые имеет их коммерческая деятельность. Постепенно эту тенденцию поддержали и многие рейтинговые организации, ежегодно составляющие списки компаний, положительно отличившихся на данном поприще, что неизбежно генерирует для них волну положительных отзывов в сочетании с благосклонностью партнеров и потребителей. В связи с этим, корпоративная социальная ответственность стала одним из приоритетных направлений деятельности многих крупных компаний по всему миру.</h1><h1>Однако еще два десятилетия назад эта категория не обладала такой ярко выраженной актуальностью. Более того, даже мировые гиганты не предвидели такого пристального внимания к этическим аспектам своей деятельности. В частности, в начале 1990х гг. компания Nike испытала негативный шок спроса на свои товары после того, как New York Times обвинила ее в эксплуатации детского труда и создании тяжелых условий труда на заводах фирмы в Индонезии. То же произошло и с Shell Oil, затопившей нефтяную платформу в Северном море в 1995 году и столкнувшейся с протестами Гринписа, широко освещенными в мировой прессе. В течение следующего десятилетия тенденция нарастала и впоследствии вылилась в целый ряд &lsquo;про&rsquo; социальных правительственных решений во многих странах мира. Например, согласно британскому законодательству, все публичные компании обязаны ежегодно публиковать нефинансовую отчетность, раскрывающую все этические, социальные и экологические риски, связанные с деятельностью этих компаний.</h1><p>Таким образом, многие коммерческие организации находятся под огромным общественным и государственным давлением, соответственно, абсолютное большинство из них используют корпоративную социальную ответственность не как долгосрочное стратегическое преимущество или инвестиционно привлекательную программу, а скорее как способ это давление ослабить. В связи с этим компании избирают для вложения те социальные или экологические проекты, которые обеспечивают наибольшую отдачу и генерацию &laquo;паблисити&raquo; и наиболее весомо выглядят в ежегодных отчетах.</p><p>Однако такой подход нельзя назвать экономически эффективным. Стратегический взгляд на проблему дает понять, что корпоративная социальная ответственность, должным образом спланированная и имплементированная в долгосрочное развитие предприятия (подчиненное концепции устойчивого развития бизнеса), может быть не только инвестиционно привлекательным вложением, но и источником конкурентного преимущества на рынке.</p><p>Таким образом, объектом данной работы является концепция устойчивого развития бизнеса как комплекс социальных, этических, юридических норм о деятельности компаний. Предмет же &ndash; корпоративная социальная ответственность компаний как неотъемлемая часть концепции устойчивого развития бизнеса.</p><p>При этом целью работы является анализ теоретических и практических аспектов имплементации корпоративной социальной ответственности в опыте российских и зарубежных компаний. Для этого в работе выполнены следующие задачи:</p><p style="margin-left:37.5pt;">1)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; раскрыты основные концепции корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития бизнеса, а также освещены тенденции их развития в России и зарубежных странах;</p><p style="margin-left:37.5pt;">2)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; приведен обзор литературы и статей отечественных и зарубежных авторов, посвященных теории и практике корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития;</p><p style="margin-left:37.5pt;">3)&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; подготовлено практическое исследование по уровню развития корпоративной социальной ответственности на основе анализа нефинансовой отчетности передовых отечественных компаний в области КСО и устойчивого развития.</p><p>Также в работе&nbsp; рассмотрен целый ряд практически значимых моментов, иллюстрирующих внедрение идей корпоративной социальной ответственности в российских и зарубежных компаниях. Все релевантные практические сделаны на основе анализа публикуемой нефинансовой отчетности корпораций. Для того чтобы привести эмпирический анализ уровня развития КСО в России, в&nbsp; работе&nbsp; приведен анализ нефинансовой отчетности и инициатив в сфере КСО одной из ключевых компаний на российском и зарубежном рынках &ndash; ОАО &laquo;НК Роснефть&raquo; (далее &laquo;Роснефть&raquo;).</p><p>Для достижения поставленной цели в первой части работы было дано несколько наиболее распространенных понятий КСО, а также приведены различные аспекты КСО, в частности, те цели, которые компания ставит в собственных рамках политик в области КСО, инструменты, которые используются для их реализации, а также выгоды, которые в итоге может получить компания. Помимо этого, был также проведен анализ литературы и статей отечественных и зарубежных авторов, посвященных теории и практике корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Во второй части работы была дана сравнительная характеристика истории развития и текущего уровня имплементации КСО в России и зарубежных странах. Был сделан вывод об относительной неразвитости системы КСО и нефинансовой отчетности в России. Тем не менее, было установлено, что данная тенденция начинает меняться, и компании все более ответственно подходят к вопросу систематической реализации и развития компетенций в области КСО, что может в дальнейшем оказать положительное влияние как на развитие законодательства в данной области, так и на уровень нефинансовой отчетности и прозрачности компаний. Наконец, в заключительной части работы было проведено практическое исследование, направленное на оценку уровня КСО посредством анализа нефинансовой отчетности одной из передовых отечественных компаний &ndash; ОАО &laquo;НК Роснефть&raquo;.</p><p>&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; В качестве основного направления дальнейших исследований в данной области следует отметить проведение анализа отчетности компаний различных масштабов и размеров, с целью выявления различий в подходах к реализации инициатив в области КСО. Основной проблемой при этом будет низкое качество нефинансовой отчетности у российских компаний, что приводит к необходимости проведения интервью с их представителями. Тем не менее, подобное исследование имеет существенную практическую значимость, поскольку позволило бы более четко обозначить общий уровень, тенденции, а также особенности развития корпоративной социальной ответственности в России.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ