• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Московского университета середины XIX - начала ХХ века: правовое положение, повседневность, уровень жизни

ФИО студента: Фадеева Марина Владиславовна

Руководитель: Каменский Александр Борисович

Кампус/факультет: Факультет истории

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>&nbsp;</p><p align="RIGHT" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0"><font size="4">Фадеева М.В.</font></p><p align="RIGHT" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0"><font size="4">Студенты Московского университета середины XIX - начала ХХ века: правовое положение, повседневность, уровень жизни</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0">&nbsp;</p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0"><font size="4">Целью работы стала реконструкция различных сторон бытия студентов Московского университета &ndash; реконструкция образа среднестатистического студента, определение его правового положения и конструирование многообразия сторон его повседневного существования. Задачами, соответственно, стали изучение историографии и выявление историографических позиций и дискуссионных проблем, исследование опубликованных и привлечение неопубликованных архивных источников.</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0"><font size="4">В большинстве исследований студенчество традиционно рассматривалось как благоприятная среда для становления будущих революционеров, и лишь недавно были предприняты первые попытки посмотреть на этот феномен под иным углом зрения.</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0"><font size="4">Расширение существующего корпуса источников за счёт анализа нормативных источников, статистических материалов, как опубликованных, так и собранных из иных источников, периодики и источников личного происхождения вместе с привлечением неопубликованных архивных источников позволили шире взглянуть на разные стороны студенческой жизни.</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0"><font size="4">Собранные материалы дополнили такие уже присутствующие в исследовательской литературе сюжеты, посвящённые студенческой повседневности, как бюджет, квартирный вопрос, питание и семейное положение учащихся университета, а также коснулись вопроса существования студенческих организаций на основе изучения их уставов. Анализ законодательства, подкреплённый архивными разысканиями, дал повод усомниться в устоявшейся историографической традиции описания правительственной политики в отношении студентов университета исключительно как реакционной. Рассмотрение правого положения студенчества позволило не только воссоздать правительственную политику по отношению к студентам во всём многообразии её постановлений и предписаний, но и подробно описать такую немаловажную её сторону, как студенческие стипендии, государственного и частного характера. В рамках изучения вопроса общественной благотворительности была описана также и деятельность &laquo;Общества для пособия нуждающимся студентам&raquo;, роль которого в этом вопросе предшествующей историографией была недооценена. Собранные статистические материалы воплотились также и в обсуждение вопроса о численности студентов и факультетов Московского университета в изучаемое время. Среди многообразия сфер студенческой повседневности удалось выявить и описать также такой новый аспект, как распорядок дня студентов.</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0"><font size="4">Поставленные задачи были решены при использовании статистических, сравнительных и аналитических методов. Воссоздать образ студентов Московского университета позволили источниковедческие и статистические методы, а также метод исторической реконструкции.</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0"><font size="4">При реконструкции образа среднестатистического студента, выявлены десять характерных черт, которыми наделяли его современники и историография. Привлечение статистических материалов позволило наделить студенчество такими осязаемыми характеристиками, как численность, возраст и предпочтения в выборе факультета. Определённые далее относительно таких близких социальных групп, как разночинцы и интеллигенция, студенты были описаны как подданные, подчиняющиеся общему законодательству и как группа, в отношении которой принимались отдельные правительственные распоряжения. Многообразие постановлений, непосредственно касавшихся студентов, позволило затронуть вопрос о правительственной политике в их отношении, а также стало поводом для обсуждения таких частных вопросов, как размер платы в пользу университета, взимаемой со студентов.</font></p><p align="JUSTIFY" style="text-indent: 1.25cm; margin-bottom: 0cm; line-height: 150%; widows: 0; orphans: 0"><font size="4">Студенческая повседневность описана в многообразии сфер, включавших рацион, развлечения, жильё, состояние здоровья, внешний вид, половой вопрос и возможности вступления в брак. Подробное рассмотрение источников доходной и расходной части студенческого бюджета дало возможность для его реконструкции. </font></p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ