• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дружба в произведениях Иоанна Солсберийского

ФИО студента: Мастяева Ирина Николаевна

Руководитель: Воскобойников Олег Сергеевич

Кампус/факультет: Факультет истории

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p style="text-align: justify;">Целью работы являлась реконструкция теории и практики дружеских отношений на основе сочинений схоласта XII&nbsp;в. Иоанна Солсберийского. Для достижения данной цели были поставлены три задачи, определившие трехчастную структуру работы: реконструировать систему представлений Иоанна Солсберийского о дружбе и её истоки; определить место представлений Иоанна Солсберийского в контексте эпохи; проанализировать практику дружеских отношений Иоанна Солсберийского на основе его писем.</p><p style="text-align: justify;">Исследование проводилось на основе двух типов письменных источников личного происхождения: трактатах и письмах Иоанна Солсберийского (1115/1120&ndash;1180). В ходе исследования были проанализированы все четыре трактата Иоанна: &laquo;История папства&raquo; (ок.&nbsp;1164), &laquo;Поликратик&raquo; (1159&nbsp;г.) &laquo;Металогикон&raquo; (1159&nbsp;г.) и &laquo;Этика об учениях философов&raquo;.</p><p style="text-align: justify;">Эпистолярное наследие Иоанна Солсберийского, также задействованное в ходе работы, составляют 135 ранних и 125 поздних писем. Ранние письма датируются 1153&ndash;1161&nbsp;гг., временем службы Иоанна в курии архиепископа Теобальда, поздние письма охватывают период с момента избрания Фомы Бекета архиепископом Кентерберийским (1161&nbsp;г.) до избрания самого Иоанна епископом Шартра в 1176&nbsp;г.</p><p style="text-align: justify;">Ни одно из вышеназванных сочинений не посвящено непосредственно теме дружбы, однако они являются репрезентативными для изучения данной проблемы, так как и в трактатах, и в письмах тема дружбы поднимается регулярно (хотя авторские высказывания и носят отрывочный характер).</p><p style="text-align: justify;">Поставленные цель и задачи, а также особенности источниковой базы определили методологию исследования. Для реконструкции взглядов Иоанна Сосберийского применялся преимущественно сравнительно-аналитический метод, он же лег в основу анализа концепции героя в контексте эпохи во второй главе работы. При анализе переписки Иоанна Солсберийского также был задействован статистический метод.</p><p style="text-align: justify;">В ходе исследования, мною было установлено, что, несмотря на обильное цитирование Иоанном Солсберийским трактата &laquo;О дружбе&raquo; Цицерона, магистр не разделял стоических идеалов своего авторитета. Иоанн христианизировал концепцию Туллия, вложив в важнейшие понятия добродетель (<em>virtus</em>), любовь (<em>caritas</em>), благоволение (<em>benevolentia</em>) новый, христианский смысл. При этом, определив &laquo;истинную дружбу&raquo; как <em>caritas</em><em>, </em>он полностью порвал с &laquo;практичным&raquo; цицероновским пониманием дружбы. При этом к глубокому богословскому определению дружбы у Иоанна, примешивались и личные черты.</p><p style="text-align: justify;">В контексте эпохи понимание Иоанном Солсберийским дружбы было близко к обновленной монашеской традиции, представленной трактатом &laquo;О духовной дружбе&raquo; Элреда из Риво. Оно также соответствовало общей тенденции эпохи, которая выражалась в увеличению интереса к внутренему миру человека.</p><p style="text-align: justify;">Как показал анализ переписки Иоанна, далеко не все дружеские идеалы, которые Иоанн подчерпнул в Писании, у Отцов и у Цицерона ему удалось воплотить на практике. Тяжелые жизненные обстоятельства часто заставляла Иоанна использовать &laquo;язык дружбы&raquo; как оружие, и добиваться дружбы отнюдь не по велению &laquo;благоволения&raquo;. Однако магистру все же удалось создать довольно широкую дружескую сеть и активно использовать её как для помощи себе и другим, так и для поддержания интеллектуального общения. Об этом свидетельствует тематика его писем.</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ