• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исторический портрет в советском и западном кинематографе XX в.: эволюция образа Екатерины II

ФИО студента: Жанайдаров Даулет Ерденович

Руководитель: Смилянская Елена Борисовна

Кампус/факультет: Факультет истории

Программа: Бакалавриат

Год защиты: 2014

<p>Выпускная квалификационная работа по теме &laquo;Исторический портрет в советском и западном кинематографе XX в.: эволюция образа Екатерины II&raquo; посвящена проблеме формирования и эволюции образа Екатерины II в массовом сознании (на примере художественных фильмов), взаимовлияния репрезентации образа императрицы в визуальных источников и научных исследованиях, а также сравнению различных способов представления Екатерины в отечественном и зарубежном кинематографе.</p><p>В своей работе я опираюсь на методологическую базу исследований по истории памяти и визуальной культуры, а также использую многочисленную литературу, посвящённую теории и истории кинематографа. В качестве источников в моей работе представлены отечественные и зарубежные художественные картины 1930-1980-х годов, а также научная литература, посвящённая Екатерине II. Данная исследовательская работа является первой по своей теме, так как ранее никто не обращался к проблеме формирования образа императрицы в кинематографе. Структурно работа подразделяется на три главы, каждая из которых рассматривает определённый аспект деятельности Екатерины II (тема власти, тема отношений с подданными, тема личной жизни), широко освещённый как в исторической литературе, так и в представленных визуальных источниках, а также четвёртой главы, в которой предпринимается попытка анализа фильмического пространства художественных фильмов про Екатерину.</p><p>В качестве результатов исследования можно указать установленные различия между представлением образа императрицы в зарубежном и отечественном кинематографе. Так, в первую очередь, это касается статуса великой правительницы: если в иностранных фильмах величие Екатерины II как монарха считалось неоспоримым и не требующим дополнительных доказательств, то советскому кинематографу важно было изобрести средства для конструирования преимущественного отрицательных качества императрицы, как и всего самодержавия. Это, в общем и целом, следует традиции освещения личности Екатерине в советской научной литературе, оценивающей императрицу, в основном, негативно. Создателей зарубежных картин интересовала, прежде всего, яркая личность самой императрицы, в то время как советские режиссёры вводили персонаж Екатерины из необходимости показать самодержавную власть и показать взаимоотношения с ней главного героя. Западные кинематографисты предпочитали концентрировать своё внимание на личной жизни императрицы, в то время как авторы советских фильмов предпочитали не освещать данную тему, несмотря на большой интерес к этому вопросу в научной и образовательной литературе. Фавориты в советских фильмах часто занимали очень важную позицию в решении государственных вопросов, а в западных картинах они, как правило, не играли большой роли.&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ