• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конструирование прошлого: университетские юбилеи Германской империи конца XIX - начала ХХ века

ФИО студента: Морозов Олег Владимирович

Руководитель: Вишленкова Елена Анатольевна

Кампус/факультет: Факультет истории

Программа: Магистратура

Год защиты: 2014

<p>&nbsp;</p><p class="a" style="margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify; text-indent: 1cm;"><font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"><span style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;">Исследование посвящено стратегиям и способам изобретения прошлого в университетских юбилеях Германской империи конца </span><span lang="EN-US" style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold; mso-ansi-language: EN-US;">XIX</span><span lang="EN-US" style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;"> </span><span style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;">&mdash; начала ХХ веков. В центре внимания автора находятся юбилейные торжества трех университетов: Тюбингенского (1877), Лейпцигского (1909) и Берлинского (1910). В их проведении выделяются три фазы: подготовительные мероприятия; праздничные церемонии; издание и распространение нарративов &laquo;славного&raquo; прошлого. </span></font></font></font></p><p class="a" style="margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify; text-indent: 1cm;"><span style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;"><font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman">Объектами исследования стали документы юбилейных комиссий из архивов Берлинского, Лейпцигского и Тюбингенского университетов, тексты речей, тостов и поздравлений, газетные статьи с юбилейными репортажами, программы праздничных мероприятий, тексты университетских нарративов.</font></font></font></span></p><p class="a" style="margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify; text-indent: 1cm;"><span style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;"><font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman">Автор пришел к следующим выводам: 1) университетский юбилей представляет собой публичное событие, в котором пересекаются интересы разных сторон, прежде всего университета и государства. Речи и программы 1877 г. и 1909 г. показали, что сближение монархии и университетов отразилось на исторической репрезентации последних: политическая власть признавалась главным опекуном и хранителем вузов &mdash; без<span style="mso-spacerun: yes;">&nbsp; </span>нее нельзя было представить развитие науки как таковой. Юбилей, таким образом, становился не только средством самоутверждения университета, но и способом репрезентации власти; 2) каждый из трех университетов фокусировался только на &laquo;своем&raquo; прошлом и не мыслил себя частью единой германской системы образования; 3) юбилей 1910 г. сыграл важную роль в рождении так называемой &laquo;гумбольдтовской модели&raquo;: Эдуард Шпрангер и Макс Ленц героизировали личность Вильгельма фон Гумбольдта, сделав его символом германской модели высшего образования, а Берлинский университет &mdash; идеальным воплощением гумбольдтовских принципов свободы и единства образования и науки; 4) подготовка юбилейных нарративов осуществлялась при прямом вмешательстве государственной бюрократии: в Лейпциге инициатива написать единую историю университета была выдвинута не учеными или руководством высшей школы, а министерством образования. </font></font></font></span></p><p class="a" style="margin: 0cm 0cm 0pt; text-align: justify; text-indent: 1cm;"><font size="3"><font color="#000000"><font face="Times New Roman"><span style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;">В работе Макса Ленца есть два слоя повествования: макро- и микроисторический. Они позволяют говорить об университетском историописании как о &laquo;тотальном&raquo;, в котором прослеживается интенция дать максимально подробное описание всех происходивших внутри и вокруг университета процессов. Особое место в берлинском нарративе принадлежит &laquo;квазигерою&raquo; &mdash; &laquo;немецко-прусскому духу&raquo; (</span><span lang="EN-US" style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold; mso-ansi-language: EN-US;">deutsch</span><span style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;">-</span><span lang="EN-US" style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold; mso-ansi-language: EN-US;">preu</span><span lang="DE" style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold; mso-ansi-language: DE;">&szlig;</span><span lang="EN-US" style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold; mso-ansi-language: EN-US;">ischer</span><span lang="EN-US" style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;"> </span><span lang="EN-US" style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold; mso-ansi-language: EN-US;">Geist</span><span style="font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;">), посредством которого судьба университета оказывается неразрывно связана с историей Прусского королевства, а после 1871 г. и всей Германской империи. </span><span style="font-size: 10pt; font-weight: normal; mso-bidi-font-weight: bold;"><o:p></o:p></span></font></font></font></p><p>&nbsp;</p>

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ