• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Пугаева Марина Андреевна
Построение индексов студенческой удовлетворенности и их применение для рейтнгования вузов
Факультет менеджмента
Магистратура
9
2014
Российское высшее образование имеет низкую конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг. В том числе отсутствует достоверная информация об атрибутах и факторах образовательной организации (качестве обучения, социальной поддержки, общей образовательной среды и т.п.); финансирование вузов зависит от объемов «продаж»; большинство университетов не имеют систематического способа мониторинга и оценки студенческих ожиданий. На этой почве у студентов часто возникают разрывы между ожиданием и реальным восприятием (Shank, Walker & Hayes, 1995). Систематический мониторинг полезен и в том случае, когда есть возможность сравнить результаты нескольких университетов. Такое сравнение дает образовательным организациям возможность определить свои пробелы и пути повышения эффективности на рынке образовательных услуг в целом.Данное исследование сосредоточено на возможности показать состоятельность параметра «студенческая удовлетворенность» как одного из факторов, влияющих на местоположение образовательной организации в рейтинге, а следовательно и ее конкурентоспособность.Теоретическим аспектам оценки удовлетворенности потребителей посвящено множество работ зарубежных авторов, при этом изучение удовлетворенности обучающихся до сих пор является мало проработанным вопросом (в том числе и в России). Основные моменты, посвященные теоретическому изучению, связаны с качеством образовательных услуг, в том время как большинство вопросов связанных с социальной жизнью обучающихся остаются за рамками исследований. При этом многие авторы (Kotler, Lee, 2007) отмечают, что повышая удовлетворенность клиентов государственных и общественных организаций, можно повысить доходы, получить необходимые средства в будущем, улучшить операционную эффективность и повысить эффективность работы компании. Акцентируя свое внимание на студентах, как на основных потребителях образовательных услуг (Danjuma, Rasli, 2012), многие образовательные организации вышли на тропу высокой конкурентной борьбы за привлечение и удержание студентов (Fahy, Hurley, Hooley & DeLuca, 2009).Для определения студенческой удовлетворенности была сформулирована и разработана концептуальная модель, включающая в себя 26 атрибутов, объединенных пятью факторами, влияющими на удовлетворенность вузом и поведенческие реакции потребителей.В качестве основного инструмента определения студенческой удовлетворенности была разработана, апробирована и запущена анкета, состоящая из трех блоков вопросов: демография, образовательный опыт, удовлетворенность.Для определения уровня удовлетворенности были выбраны три методики: индекс удовлетворенности CSI, коэффициент лояльности NPS, карты восприятия Needs&Gaps.В качестве основных гипотез исследования было выдвинуто следующее:H1: Общая студенческая удовлетворенность выше в ведущих университетах Российской Федерации по сравнению с вузами, не получившими особый статус.H2a: Студенты ведущих университетов Российской Федерации демонстрируют более лояльное поведение (рекомендации) по сравнению со студентами вузов, не получивших особый статус.H2b: Студенты ведущих университетов Российской Федерации демонстрируют более лояльное поведение (повторная покупка) по сравнению со студентами вузов, не получивших особый статус.H3: Высокий уровень удовлетворенности студентов присущ вузам, занимающим топ-10 позиций в мировом или российском рейтинге университетов.H4: Общая студенческая удовлетворенность выше у студентов, которые состоят в студенческих объединениях.В исследовании приняли участие 532 респондента из 31 вуза России. Респонденты представлены разными социально-демографическими группами и образовательными предпочтениями. В выборку попали респонденты, обучающиеся в классических, национальных исследовательских, федеральных университетах, МГУ и СПбГУ.В результате исследования были подтверждены все гипотезы, кроме гипотезы H3. Отсутствие зависимости и корреляции между удовлетворенностью и позицией вуза в рейтинге является негативным фактором для дальнейшего развития университетского образования в целом. Сегодня мы можем наблюдать тенденцию превращения университетов в международные компании, которые не только оказывают дорогостоящую услугу, но и участвую в конкурентной борьбе за лучших абитуриентов.Учитывая специфику образовательной сферы, необходимо понимать, что удовлетворенность как фактор находится в стадии становления и существующие изменения на мировом и российском рынке образовательных услуг прямое тому подтверждение. Влияние удовлетворенности на местоположение вуза в рейтинге имеет долгосрочный эффект и ее значение отразится на вузе лишь через несколько лет.
Текст работы (работа добавлена 5 июня 2014г.)
(8256.52 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР