• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гендерное и социально-классовое маркирование стиля жизни в массовой культуре (на примере телесериала В. Гай Германики "Краткий курс счастливой жизни)

ФИО студента: Дергачева Мария Дмитриевна

Руководитель: Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна

Кампус/факультет: Факультет социологии

Программа: Бакалавриат

Оценка: 7

Год защиты: 2014

<p align="center"><strong>Аннотация темы исследования</strong></p><p>&nbsp;</p><p>&nbsp; <strong>Актуальность исследования</strong>. На данный момент в России производство разного рода сериалов растёт с каждым годом. Телесериал как жанр в наши дни активно вписывается в зону поп-культуры, занимая доминирующее положение в сетках вещания различных телеканалов и завоевывая, тем самым, огромную долю зрительского внимания. Именно поэтому его изучение как феномена массовой культуры является важным фактором, способствующим анализу современного общества.</p><p>Важность изучения такого популярного телесериала о современной российской действительности, как &laquo;Краткий курс счастливой жизни&raquo; режиссера В. Гай Германики, объясняется взаимопроникновением информации &laquo;из телевизора&raquo; в приватную сферу зрителей, и, наоборот, производством информации зрителями, которые объединяются для критики, для обсуждения проблем классово-гендерного неравенства в обществе (как своих личных, так и коллективных).</p><p><strong>Цель исследования</strong> заключается в выявлении противоречий и точек соприкосновения репрезентаций и зрительских рецепций гендера и класса в телесериале &laquo;Краткий курс счастливой жизни&raquo;.</p><p>Для достижения цели поставлены соответствующие <strong>задачи</strong>:</p><p style="margin-left:71.4pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Изучение зрительской рецепции сериала &laquo;ККСЖ&raquo; с точки зрения семиотики кино;</p><p style="margin-left:71.4pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Детальное рассмотрение гендера и класса в сюжетной линии телесериала;</p><p style="margin-left:71.4pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Определение особенностей восприятия аудиторией гендера и класса в телесериале &laquo;ККСЖ&raquo; согласно теории репрезентации;</p><p style="margin-left:71.4pt;">&middot;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp; Определение влияния репрезентации класса и гендера в телесериале на повседневную жизнь респондентов.</p><p>&nbsp;</p><p><strong>Объектом</strong> данного социологического исследования станут репрезентации гендера и класса в телевизионном сериале &laquo;Краткий курс счастливой жизни&raquo;. <strong>Предметом</strong> исследования выступают гендер и класс в телесериале как социальные конструкты.</p><p>Данное социологическое исследование предполагает изучение субъективного мнения респондентов и визуальный анализ киноматериала.</p><p>Ключевые <strong>исследовательские вопросы</strong>: В чем идеология &laquo;ККСЖ&raquo;? Какие идеи власти преподносит данный фильм? Почему он был создан именно сейчас? Какой образ России прочитывается в телефильме? Какими видятся современная российская женщина и современный российский мужчина? Как должны выстраиваться отношения между ними? Каким представляется им свой социальный статус в современном российском обществе?</p><p><strong>Основная гипотеза исследования</strong>: зрительская аудитория &ndash; это не пассивные потребители, а производители репрезентативных коннотаций (то есть отображение класса и гендера в телесериале &laquo;Краткий курс счастливой жизни&raquo; подчиняется вкусам аудитории).</p><p><strong>Теоретическая база</strong>: концепция репрезентаций С. Холла и работа К. Гледхилл &laquo;Жанр и гендер: кейс мыльной оперы&raquo;, теория политэкономии кино (по Т. О&rsquo;Ригану).</p><p><strong>Результаты исследования</strong>: на основе собранных полуформализованных интервью проведен анализ восприятия аудиторией сериала &laquo;Краткий курс счастливой жизни&raquo;; выполнена задача изучения саморепрезентаций аудитории телесериала; респондентами сформированы образы &laquo;современной типичной российской женщины&raquo; и &laquo;современного типичного российского мужчины&raquo;; выявлено, что &laquo;ККСЖ&raquo; является продуктом капиталистической пост-феминистской культуры. В результате транскрибирования и последующего кодирования интервью были составлены &laquo;мужская&raquo; и &laquo;женская&raquo; сводные таблицы характеристик героев телесериала &laquo;ККСЖ&raquo;. Был проведен визуальный анализ тех эпизодов кинофильма, которые информанты в интервью посчитали наиболее значимыми.</p><p><strong>Ключевые слова</strong>: визуальные исследования, репрезентации, гендерно-классовые отношения, анализ кинотекста, зрительские рецепции, телесериал.</p>

Текст работы (работа добавлена 5 июня 2014 г.) (1022.00 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Реестр дипломов НИУ ВШЭ