• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФИО студента
Название работы
Руководитель
Факультет
Программа
Оценка
Год защиты
Устьянцев Роман Алексеевич
Политическая теология Томаса Гоббса в интерпретации и критике Карла Шмитта
Факультет философии
Бакалавриат
10
2014
В рамках исследовательской работы мне хотелось бы сконцентрироваться на образе Левиафана в труде Т. Гоббса. Несмотря на то, что данный образ упоминается всего трижды, многие исследователи , в том числе и К. Шмитт, подчеркивают его значимость для всей политической теории, особенно в конструировании образа суверена. Основываясь на гипотезах, которые определил в своей работе К. Шмитт, мне хотелось бы показать, что Левиафан имеет принципиально важное значение во включении суверена в область сакрального, а не наоборот.Основной единицей анализа являться сам образ Левиафана, рассматриваемый нами не только в работе Т. Гоббса, но в Ветхом Завете, где впервые встречаются упоминания о нем.Однако для наиболее корректного анализа Ветхого Завета мы отталкиваемся от тех, кого мог читать и изучать Т. Гоббс. В его “Левиафане” мы встречаем упоминания греческих и римских классиков из числа тех, кого он изучал в Оксфорде, а также Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Т. Беза и Р. Беллармина. Из них комментарии на Книгу Иова, являющуюся основным описательным источником Левиафана , писали Беза и Фома. При этом Т.Гоббс подвергал Т. Беза критике в своей работе, поэтому, в большей степени, мы будем ориентироваться на труд Аквината.В качестве основного метода анализа данной работы мы использовали сравнение образов Левиафана у Гоббса и вышеупомянутых мыслителей. После проведения сравнения стало очевидно, что Левиафан Т. Гоббса имеет гораздо больше общего с Левиафаном у Фомы, чем у Т. Беза (как до этого считали те то и те то). В особенности это касается таких моментов как описание тела Левиафана. Аквинат описывает это не просто как “щиты” или “чешую”, но как людей, которые держатся друг за друга , создавая тем самым тело этого зверя. Визуальную интерпретацию данной идеи можно обнаружить на фронтисписе Т. Гоббса, где изображен огромный человек, состоящий из множества маленьких.Более того, если мы обратим внимание на то, как формируется это тело у Аквината, то увидим, что договор заключает "каждый с каждым”, а не “все со всеми”. Похожий текст мы обнаруживаем и в работе Т. Гоббса.Таким образом, нам хотелось продемонстрировать, что подобного рода теологические символы, каким является и Левиафан, не могут присутствовать в тексте лишь как средство художественной выразительности, но позволяют осуществить перенос исток власти суверена в частности в область сакрального, что и заявлял в своей работе К. Шмитт.
Текст работы (работа добавлена 6 июня 2014г.)
(504.77 Kb)

Выпускные квалификационные работы (ВКР) в НИУ ВШЭ выполняют все студенты в соответствии с университетским Положением и Правилами, определенными каждой образовательной программой.

Аннотации всех ВКР в обязательном порядке публикуются в свободном доступе на корпоративном портале НИУ ВШЭ.

Полный текст ВКР размещается в свободном доступе на портале НИУ ВШЭ только при наличии согласия студента – автора (правообладателя) работы либо, в случае выполнения работы коллективом студентов, при наличии согласия всех соавторов (правообладателей) работы. ВКР после размещения на портале НИУ ВШЭ приобретает статус электронной публикации.

ВКР являются объектами авторских прав, на их использование распространяются ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В случае использования ВКР, в том числе путем цитирования, указание имени автора и источника заимствования обязательно.

Расширенный поиск ВКР